Гауденцио Феррари

Фреска  в церкви Santa Maria delle Grazie (1508-1513 гг.) Закончим здесь же наше обсуждение ломбардской живописи начала XVI века. Для этого нам остается обратиться еще к одному мастеру, несмотря на то, что его связь с Леонардо едва заметна и что он является самобытным художником, как бы "национальным живописцем" Миланской области. Это - Гауденцио Феррари1.

Гауденцио - один из самых своеобразных художников истории искусства. Стоит основательно познакомиться с некоторыми из его лучших произведений, как затем всюду отличишь его из среды других мастеров того же времени.

В ранних своих вещах этот уроженец Вальсезии обнаруживает черты влияния умбрийской и падуанской школы, но затем они исчезают, и если кого-либо Гауденцио напоминает в работах 1520-х и позднейших годов, так это некоторых венецианцев беллиниевского круга, а также Лотто, что объясняется близостью одного из главных центров венецианской живописи, Бергамо, к Милану2.

Среди образцов, влиявших на выработку своеобразной манеры Гауденцио, следует упомянуть и Леонардо. Но только ни миланец Гауденцио, ни венецианец Лотто (также, несомненно, знавший миланские картины Леонардо) не пожелали имитировать великого мастера подобно ближайшим к нему художникам, а предпочли понять, что было в его учении главного, дабы созреть, не изменяя ни в чем своей самобытной сути.

Фреска (Г. Феррари)Учителями Гауденцио считаются Макрино д'Альба и Стефано Скотто, и, быть может, он обязан многим (и особенно что касается своей яркой красочности) именно пьемонтскому мастеру. Однако главная прелесть Гауденцио - изумительное мастерство композиции и способность объединять каждую сцену стройной, вполне естественной пластичностью3 (два типичных момента искусства "золотого века") - должна быть поставлена на счет, быть может, и далекого, но все же существенного влияния Винчи.

Принадлежащая Гауденцио манера стилизовать, сочная, но несколько грузная и лишенная темперамента, есть чисто ломбардское явление; самый же принцип создавать из каждой картины одно органическое целое, причем строго держаться в каждой подробности природы - эту черту нельзя себе объяснить иначе, нежели тем впечатлением, которое должно было произвести в несколько вялой, "сонной" атмосфере ломбардской живописи вдохновенное, живое и зрелое искусство Винчи.

Сейчас наше внимание особенно сосредоточено на пейзаже, и как раз приходится отметить, что в этом отношении Гауденцио скорее беден, если мы под "постановкой" будем разуметь лишь то, что видишь "на открытом воздухе"4. Однако если под пейзажем подразумевать всякую "инсценировку", то мы усмотрим и в этой области замечательное остроумие, вкус и большие перспективные знания у Гауденцио.

Особенно удаются мастеру interieur'ы: комнаты, залы, портики. Из желания сочетать все в одно целое, он любит тесные, почти придавленные помещения.

Но тем замечательнее то умение и остроумие, с которыми Гауденцио создает в своих "постановках" подходящую для данной сцены среду, будь то дворец, храм или уютная келья. В своих циклах фресок в Варалло и в Верчелли (первые исполнены в одно время со "сланцами" Рафаэля) он доходит в этой упрощенной инсценировке прямо до виртуозности и является достойным современником - в смысле единства стиля и способности централизовать эффект - величайших мастеров-стилистов средней Италии.


1 Гауденцио Феррари, подписывающийся Gaudenzio de Vince, Vincio и Vincius, родился в Вальдужии около 1480 г. Возможно, что в ранние годы он после некоторого пребывания в Милане посетил Венецию и Умбрию. С 1508 г. он уже занят росписью "иконостасной" стены в церкви S. Marie delle Grazie в Варалло, которую он закончил в 1512 г. Одновременно он исполняет заказы для Ароны. Из дальнейших его работ самыми значительными нужно считать фрески в Верчелли (1516-1534) и в Саронно (1534). С 1538 г. он поселяется совершенно в Милане, где и умирает 31 января 1546 г. Помощниками его состояли Ланино, Фермо Стелла, Валорза, Ч. Маньи.
2 В Чертозе Павийской Гауденцио мог видеть произведения Перуджино, но едва ли этих впечатлений было достаточно, чтобы ломбардский художник так хорошо себе усвоил целый ряд формул умбрийского мастера.
3 Гауденцио был выдающимся ваятелем. Им исполнена скульптура в наиболее ранних капеллах Sacro-Monte в Варалло, в этом странном "паноптикуме" Ренессанса. Склонность к пластичности в Гауденцио позволяет его считать настоящим предком Караваджо.
4 Мало кто из ломбардцев (начиная с Дзенале, кончая Караваджо) интересовался в той же степени воздухом, передачей атмосферы, как умбрийцы, тосканцы и ближайшие соседи - венецианцы. Любопытно, между прочим, что в этом "творчестве горцев", каким является живопись и Луини и Гауденцио, изображение гор встречается сравнительно редко и, во всяком случае, не играет доминирующей роли. Еще страннее, что Гауден цио в своей фреске в церкви св. Христофора в Верчелли "Князь Марсельской поклоняется Магдалине и ее спутникам" не пишет пейзажа, характерного для ломбардских Альп, но почти имитирует "далматский" пейзаж Базаити.

Предыдущий раздел

Следующая глава


Суд Соломона (Себастьян дел Пиомбо)

Торжество церкви над врагами (Лука Джордано)

La Place des Halles (Э. Жора)


Главная > Книги > История живописи всех времён и народов > Том 2 > Живопись «Золотого века» в средней Италии > Искусство Гауденцио Феррари
Поиск на сайте   |  Карта сайта