Школа Фонтенебло

Пирушка (Пьер Бербетт) Из многочисленных работ, исполненных итальянцами для французских королей Франциска I, Генриха II и Карла IX, самые значительные сосредоточились в Фонтенебло, и здесь образовалась своего рода художественная школа, носящая название этого замка. Сравнивая то, что сохранилось в Фонтенебло в смысле декоровок, росписи и стюков Россо, Приматиччо и Аббати, с тем, что было тогда же создано в Италии, мы должны будем признать, что эти уборы не подымаются над средним уровнем искусства позднего Возрождения.

Они, например, уступают мантуанским работам Джулио или фрескам Пармеджанино в Фонтанеллате, не говоря уже о том, что создано было Рафаэлем, Корреджо, Тицианом, Тинторетто и Веронезе. Ближе они подходят к работам Перино, Бронзино, Вазари, Дочено, к циклам в Поджо, в Капраролле, в вилле Империале, в герцогском дворце Флоренции. Но несомненно, что для тогдашних французов и это уже должно было казаться каким-то откровением и чудом. Нужно при этом отметить, что более свежая среда, в которой творили итальянские художники, способствовала тому, что в произведениях, созданных ими во Франции, кроется какая-то особенная прелесть, "аромат юности".

Все три названные мастера прекрасно владели своим ремеслом. Человеческую фигуру, длинную и элегантную, они изгибали без всякого затруднения, они были великими знатоками античной мифологии и чрезвычайно расширили круг изображаемого; они привезли с собой бездну графического материала, зарисованного с древних гробниц, надписей или в собраниях античной пластики, и это было такой дивной новизной там, где еще так недавно все было подчинено "варварскому вкусу", что едва ли можно было найти людей, понимавших, что такое искусство было лишено настоящей жизненности. Именно и пленило то, что это новое было столь отличным от прежнего, что оно целиком посвящалось тому, что недавно стояло под запретом церкви - прекрасному, "божественному" человеческому телу. Совершенно забыто было прежнее умиление перед Божьим миром в целом. Гораздо позже Пуссен и Клод обогатили сызнова французскую живопись, возвращенную к ее латинским традициям, создав свои восхитительные пантеистические гимны природе вообще1.

Характеристика, сделанная нами "школе Фонтенебло", применима и к творчеству первейших флорентийских художников середины XVI века: Баччио Бандинелли2, Чекино Сальвиати3, Вазари4 и Дочено5, урбинца Федериго Цуккаро6, болонца Пеллегрино Тибальди7, а также близких к ним живописцев, из которых следует назвать Сичиоланте8, Джованни Баттиста Франко9, семью кремонских мастеров Кампи10, брешианца Латтанцио Гамбара11 и мн. др. Все это в высшей степени даровитые художники, красивые декораторы и необычайные знатоки своего дела, набившие себе руку в композиции согласно канонам, почерпнутым в изучении произведений Микель Анджело, в совершенстве владевшие перспективой, наукой пропорций и при этом великие знатоки архитектуры и в не меньшей степени - античного искусства. Но все они страдают одинаковыми недостатками - холодом, отсутствием жизненности и убедительности.


1 Из сочетания нового и старого, из скрещивающихся во Франции влияний итальянского, немецкого (Гольбейн печатал свои книги в Лионе) и нидерландского возникла во Франции своеобразная формальная система в пейзажной живописи, не лишенная большой прелести и повлиявшая затем на образование "художественного языка" Пуссена и Лоррена. Особенно живую форму приобрела эта специальная пейзажная стилистика в книжной иллюстрации. Французская школа Фонтенебло почти лишена интересных пейзажных мотивов, и лишь в атрибутах сказывается иной раз кое-какое чувство природы. Зато в иллюстрациях, в крошечных иногда размерах, мы видим полные чувства отражения мира Божьего. То же мы находим и в другой "второстепенной" отрасли живописи - в шпалерных картинах, ткавшихся в северных городах и в Париже.
2 Скульптор Баччио Бандинелли, более известный в истории искусства своей завистью к Микель Анджело, заслуживает внимания и в истории живописи как очень своеобразный рисовальщик (многие его рисунки идут за работы Микель Анджело). Сейчас отметим те из них, в которых Баччио пытался в симметрических архитектурных декорациях представить сложные драматические действия, как, например "Убиение младенцев" или "Мучение св. Лаврентия". Эти рисунки были гравированы и получили в свое время все мирное распространение рядом с гравюрами Маркантона, Агостино Венециано и Боназоне - с Рафаэля и Гизи - с Джулио Романо. В композициях Баччио все принесено в жертву строгости стиля и ритму композиции; это какие-то "суровые пантомимы", в которых и сценарии не стремятся к чему-либо изящному, но выражают лишь одно стремление художника подойти строгостью своего отношения к задаче как можно ближе к древним. Для ознакомления с духом позднего Возрождения не найти произведений более характерных, нежели эти "театры" Баччио. Родился Баччио 12 ноября 1493 г. во Флоренции, умер там же 7 февраля 1560 г. Он был учеником Рустичи.
3 Знаменитейший в свое время Francesco dei Rossi (по прозванию "Сальвиати"), сын ткача, родился во Флоренции в 1510 г. Готовился одно время быть золотых дел мастером, затем поступил в ученики к Буджардини и Бандинелли; около 1530 г. его приглашает кардинал Сальвиати в Рим, и Франческо довершает свое образование изучением древних памятников и новой живописи в Ватикане, а также пишет ряд фресок, картин, декоративных работ и портретов, из которых лишь немногие сохранились. В 1538- 1539 г. он во Флоренции; оттуда едет в Болонью (где он занят рисунками для гравюр) и в Венецию. В последнем городе он исполняет, в сотрудничестве с пейзажистом Камилло Мантовано для патриарха Гримани плафон "Поклонение Психее", согласно Вазари, "прекраснейшее произведение живописи во всей Венеции". Но пленительная, красочная Венеция оказалась не по душе "рисовальщику", и Сальвиати вернулся в Рим (1541 г.), а затем поселился во Флоренции, где, между прочим, он расписал маленький "зал аудиенции" в Palazzo Vecchio, изготовил прекрасные картоны для шпалер ("История Иосифа") и исполнил ряд декораций для театральных представлений. В 1548 г. он снова в Риме. Здесь Сальвиати покупает себе дом и исполняет ряд значительных живописных работ - среди них фрески в Palazzo Farnese. В 1554 г. его приглашают во Францию, но, благодаря своему неуживчивому характеру и злому языку, ему там не удалось водвориться, и вскоре Сальвиати снова в Риме, где он и умер 11 ноября 1563 г. Его ученик Джузеппе Порта (1520-1575), работавший, главным образом, в Венецианской области, унаследовал и прозвище Франческо, приобретенное последним на служба у кардинала Сальвиати, Джузеппе был большим знатоком архитектуры (ему принадлежит руководство "Regola di far la Vohita", 1552 г.).
4 Живописец, архитектор, теоретик и историк Giorgio Vasari родился в Ареццо 30 июля 1511 г. Ученик живописца на стекле Гулиельмо да Марсилья, а затем во Флоренции - Микель Анджело и Сарто. Здесь же и позже в Ареццо он сошелся с Сальвиати. Заручившись покровительством кардинала Ипполита Медичи, Вазари последовал за ним в Рим, но после отъезда кардинала в Венгрию, Джордже вернулся во Флоренцию и поступил на службу к герцогу Алессандро. По вступлении на престол Козимо I, он сделался любимым придворным художником, но это не мешало ему, кроме того, получать заказы из всех городов Италии и от всех потентатов. К самым выдающимся работам этого умелого, культурного, но поверхностного мастера принадлежат роспись зала в римской Канчелларии, Palazzo Vecchio во Флоренции и своего собственного дома в Ареццо. Еще молодым человеком он стал собирать материалы для жизнеописаний художников, и с этой целью он предпринимал экскурсии и вел обширную корреспонденцию. Первое издание его "Vite" относится к 1550 г.; второе, значительно исправленное, - к 1568 г. Умер Вазари 27 июня 1574 г.
5 Из произведений обычного сотрудника Вазари, Кристофано Герарди "Дочено" (род. в 1508 г. в Борго, умер в 1556 г. во Флоренции), необходимо выделить прекрасный плафон в палаццо Вителли в Читта ди Кастелло. В смысле роскоши и сочности форм эта декоровка может спорить с произведениями фламандцев XVII в., и невольно приходит на ум, что Рубенс должен был изучать эту живопись. Дочено был замешан в заговоре против Козимо Медичи и до 1554 г. находился в ссылке.
6 Federigo Zuccaro, или Zuccari, родился в SantAngelo m Vado около 1543 года; своим художественным образованием он главным образом обязан брату Таддео, к которому он отправился в Рим. Здесь он быстро приобрел первенствующее значение среди живописцев и исполнил ряд сложных работ, частью начатых Таддео. Успех Федериго породил ему массу врагов, которым удалось, наконец, очернить его в глазах папы Григория XIII, после чего художник принужден был бежать из Рима. Изъездив всю Европу, он добился своего помилования и вернулся к папскому двору. Одно время он был занят работами для Филиппа II в Эскуриале, а последние годы Федериго провел в путешествиях по Италии, во время которых в Анконе он и умер в 1609 г.
7 Пеллегрино Тибальди родился в Пурии близ Лугано в 1527 г., своим воспитанием, однако, он принадлежит к Болонье, куда переселился его отец, бывший архитектором. В 1547 г. Пеллегрино посетил Рим, где принял участие в росписи парадных комнат в Замке св. Ангела и где он расписал плафон одной из капелл в церкви San Luigi dei Francesi. Вернувшись в Бодонью, Пеллегрино соорудил и разукрасил живописью ряд грандиозных зданий, среди которых особенного внимания заслуживает нынешнее здание университета и изуми тельная, ясная в красках и совершенная но рисунку декоровка двух зал в нижнем этаже этого дворца, изображающая главные эпизоды "Одиссеи" и разные декоративные мотивы. Позже он перешел на службу к архиепископу Миланскому, великому строителю (святому) Карлу Борромейскому, и по его поручению докончил фасад и внутренность Миланского собора, построил архиеписковский дворец и массу других монументальных зданий. В 1587 г. Филипп II пригласил его в Испанию, где Тибальди заведовал декоровкой Эскурила. Вернувшись в 1596 г. в Милан, Пеллегрино умер в том же году, 27 мая.
8 Джеродамо Сичиоланте да Сермонета - лучший ученик и сотрудник Перино дель Вага, родился в Сермонете (отсюда его прозвище) в 1521 г. К лучшим его работам принадлежит роспись капеллы кардинала Cesis в S. Maria della Расе, фреска "Крещение Хлодвига" (Маттео Мальвецци) в болонском San Martino, картины, украшающие капеллу Массимо ди Рипьяро в римской Santa Maria Maggiore. Умер С. около 1580 г.
9 Превосходный рисовальщик Джованни Баттиста Франко "il Semolei" родился в Удине в 1510 г., умер в Венеции в 1580 г. Из художников Венецианской области он ближе всех подходит к римской школе.
10 Кремонская семья Campi дала целый ряд знаменитых в свое время художников, которые совершенно затмили для всей эпохи господства академических принципов славу прелестного Бокаччино. Родоначальником Кампи был Галеаццо, художник еще близко стоящий и к Боккачино, и к некоторым венецианцам переходного от кватроченто к чинквеченто времени. Из сыновей его Джулио (1500-1572) заслуживает наибольшего внимания - это превосходный гибкий эклектик, начавший с подражания Порденоне (фреска в Santa Agatha), перешедший затем к стилю Джулио Романо (Вазари называет его учеником Джулио) и кончивший красивыми работами во вкусе Паоло Веронезе, который был на двадцать лет моложе Кампи ("История Эсфири" в кремонском Дуомо, 1567 г.). Двум его братьям и ученикам, Антонио (1530?-1591) и Винченцо (1532-1591), принадлежат красивые, но холодные фрески, украшающие многие церкви в Кремоне и в Милане). Шедевром Антонио является плафон сакристии в кремонском San-Pietro, рядом с плафоном Пеллегрино Тибальди в болонской Universita - одно из изумительнейших разрешений иллюзионистской живописи и пресловутых sotto in su (снизу вверх), столь занимавших художников еще со времен Мантеньи и Мелоццо (Илья Пророк изображен мчимым белыми конями над "вскрытым" колонным залом. Напомним, что подобная идея была уже использована Джулио Романо во фреске "Аполлон и Диана" в Palazzo del Те). Не менее искусен и красив плафон в миланском San Paolo (1561 г.?). К братьям Кампи примыкают и другие кремонцы XVI века, все образцовые в чисто школьном смысле художники, вели кие знатоки своего дела, но скучные и холодные эклектики: (их родственник?) ученик мантуанца Ипполито Коста-Бернардино Кампи (1522?-1592), автор грандиозного купола в кремонском San Gismondo ("Gloria del Paradiso"), Бернардино Гатга "Сонро", удачно дополнивший роспись Порденоне в Santa Maria di Campagna в Пиаченце и написавший знаменитое "Чудо с хлебами" в рефекториуме San Pietro в Кремоне, племянник последнего, маньерист Джервазио Гатга и, наконец Дж. Б. Тротти-Малоссо (1555-1607), один из лучших рисовальщиков своего времени, продолживший стиль "высокого Ренессанса" вплоть до первых лет XVII века. Напротив того, отдельно стоят такие кремонцы, как рафаэлитДж. Фр. Бембо "Ветрарио", автор прекрасного образа 1524 г. в Сан Пьетро, могущего спорить с "Мадонной" Перуцци в S. Maria della Paco, Бернардино Рикка, написавший еще в 1521 г. прекрасное "Снятие со креста" (церковь San Pietro), очень близкое по композиции к знаменитой картине Даниеле да Вольтерра, но более горячее в тонах и патетичное по выражениям, и Альтобелло да Мелоне, продолживший (с 1516 г.) роспись кремонского Дуомо, начатую Бокаччино и Бембо (1515 г.), и обнаруживший в течение работы удачное усвоение некоторых приемов Романино, явившегося (в 1519 г.) еще до Порденоне в роли обновителя кремонской школы согласно духу "золотого века".
11 Латтанцио Гамбара, сын портного, родился в Бренди в 1530 г. Ученик Антонио Кампи и Моретто да Бреша; был женат на дочери Романино. Из его произведений особенно хороши те, в которых было дано развернуться его декоративному чувству (напр., фасады домов, зал в Palazzo delia Pretura в Бресте и т.п.). Мощный рисунок он соединял с красивым колоритом венецианского оттенка. Умер Л. в 1574 г.

Предыдущая глава

Следующая глава


Терновый венец (Тициан)

Живопись на стене пещеры Font de Gaume

Иллюстрация из аллегорического романа (Бартелеми де Клерк (?))


Главная > Книги > История живописи всех времён и народов > Том 2 > Конец Золотого века в средней Италии > Последователи Микель Анджело > Школа Фонтенебло
Поиск на сайте   |  Карта сайта