Бальдассаре Перуцци
Из двух ближайших к Рафаэлю художников, Пенни и Джулио Романо, один лишь Джулио заслуживает отдельного обсуждения в общей истории живописи. Творчество же Пенни, оставшегося более верным заветам общего учителя, с трудом отделимо от Рафаэля. Это доказывает, что Пенни обладал менее сильной художественной натурой, нежели Джулио; этим же объясняется, почему личность его оказалась как-то стертой, забытой. В сущности, даже наше представление о Пенни полуфантастическое. Мы только догадываемся, что именно им исполнено из всего того, что создано "мастерской Рафаэля", и отдаем ему то, что более грациозно и мягко, что правильнее по рисунку и нежнее по живописи1.
Обращаясь далее к изучению группы художников, "близких к Рафаэлю", мы можем не останавливаться на таких мастерах, как умбрийцы и болонцы Франкучи да Имола, Берто ди Джованни или Орацио Альфани, ибо они являются лишь умелыми подражателями, а иногда и плагиаторами великого вождя Возрождения. Нового, личного эти мастера ничего не привнесли к тому, что получили от него и отчасти от Перуджино и Франчии. Зато бесконечно большего интереса заслуживает один художник, некогда являвшийся соперником Рафаэля в Риме, а ныне несправедливо почти забытый, - тонкий, изысканный сиенец Бальдассаре Перуцци2.
Изощренное чувство формы и глубокая "гуманистская культурность" сближают Бальдассаре с Рафаэлем. Замечательна также и его многосторонность. Перуцци был и выдающимся живописцем, и тонким декоратором, и первоклассным, даже гениальным архитектором. Отличается он, однако, от Рафаэля тем, что в его творчестве чисто внешние стороны берут решительно верх над содержанием. Перуцци плохой драматург, плохой рассказчик, и не имеет смысла изучать его творение в качестве материала для разгадки идей его эпохи. Его фрески - "дивные орнаменты", но не самодовлеющие картины; в некоторых же своих композициях (например, в картоне "Поклонение волхвов" Лондонской галереи или во фреске "Введение во храм Богородицы") заботы о внешнем блеске, о пышности и роскоши композиции настолько увлекли мастера, что это сообщило им даже оттенок "дурного вкуса"3.Однако именно благодаря тому, что содержание у Перуцци уступает место внешности, творение его заслуживает особенного внимания в настоящей части нашей книги, трактующей как раз о "внешней истории живописи". Иллюзионизм, составлявший еще с самых дней Джотто одну из главных целей, к которым была направлена итальянская живопись, достиг именно в Перуцци своей предельной точки. Это его живопись, по словам Вазари, ввела в заблуждение острый глаз Тициана, не желавшего верить, чтобы украшения на одном из плафонов дворца Киджи ("Фарнезины") были бы писаными, а не лепными. Сам Вазари изумляется совершенству, с которым был исполнен trompe loeil на одной из фресок в церкви Santa Maria delia Расе.
1Творение Джани Франческо Пенни, каким оно нам сейчас представляется (как результат стильной критики), заключается в некоторых плафонных картинах "Лоджий" (в III-ем, IV-ом, V-ом отделениях), в разработке картонов к шпалерам, в "Истории Психеи" в "Фарнезине", в целом ряде картин, исполненных им по эскизам Рафаэля и в сотрудничестве с Джулио. Вазари упоминает отдельно "Успение Богородицы" (Ватикан), "Преображение" (и копию с него), бордюры шпалер, фасад дома на Monte Giordano в Риме, "Св. Христофора" на фасаде S. Maria de Anima, окончание фресок в "Зале Константина" и работы в Villa Madama. В "Зале пожара" Пенни, вероятно, принадлежит "Присяга Льва III", в "Зале Константина" - "Крещение Константина", фигура "Справедливость" и маленькие сюжеты в панели. Пенни приписывается и часть фресок в купальне кардинала Бибибиены и в Эрмитаже (из виллы Спада). Вазари утверждает, что Пенни был художником многосторонним, писал с особой охотой пейзажи и архитектуру. Годы рождения и смерти Пенни в точности неизвестны. Он был сыном врача. При Рафаэле он состоял в качестве заведующего мастерской, почему и был известен под прозвищем "Fattore". Покинув Рим в 1527 г., он отправился сначала к Джулио в Мантую и одно время работал там, но отношения между бывшими товарищами испортились, и Пенни отправился в Неаполь, где, вероятно, и умер. Его брат Лука был также искусным художником. Согласно Вазари, он сотрудничал со своим шурином, Перино дель Вага, в росписи дворца Андреа Дория в Генуе, а затем отправился в Пизу.
2 Бальдассаре Перуцци, сын ткача из Вольтерры, родился в Сиене 7 марта 1481г.; он был учеником Фунгаи и помощником Пинтуриккио во время росписи "Либрерии" в 1502 г. Около 1503 г. П. переселился в Рим, где он одно время состоял при отце живописца Матурино. Самостоятельно исполнены им здесь фрески в Сант-Онофрио (еще во вкусе Пинтуриккио), в Sail Rocco, в подземной капелле базилики Св. Креста (1508), а также в обществе других живописцев он принял участие в росписи плафона той ватиканской залы, которая впоследствии получила название "Станца Гелиодора" (Мнения ученых расходятся насчет того, что сейчас в этом плафоне принадлежит венскому мастеру Согласно Кроу, ему принадлежит лишь орнаментальная часть, согласно Викгофу и Дольмайру - и знаменитые средне сюжеты). В Остии (с помощью Сестo) Перуцци расписал фресками "киароскуро" башню замка, а по возвращении в Рим он предпринял ряд работ для богатейших сиенских банкиров Киджи, усердно занимаясь в то же время изучением остатков древней архитектуры. Дворец Киджи (нынешнюю "Фарнезину") он построил в 1509-1510 гг. (по другим сведениям, проект этого прекрасного здания принадлежит Рафаэлю), а в следующие годы П. был занят его декоровкой, в которой принимали также участие (Зебастиано Венециано ("дель Пиомбо") и Рафаэль с плеядой учеников ("Salla della Colonne" в "Фарнезине" расписана, вероятно, в 1513-1516 гг.). Возможно, что около 1510 - 1515 гг. Перуцци расписывал и залы Капитолия. К 1516 г. относятся его фрески в церкви S. Maria della Расе (капелла Почетти и "Введение во храм"). В 1522 г. знаменитый художник был призван в Болонью для сочинения фасада к недостроенному собору San Petronio; один из двух проектов этого фасада был сочинен Бальдассаре в "немецком", иначе говоря, готическом вкусе. В то же пребывание в Болонье Перуцци исполнил картон "Поклонение волхвов" (ныне в Лондоне). С 1520 г., после смерти Рафаэля, он был назначен главным архитектором над сооружением "Св. Петра", и эту должность нес до 1527 г., а также с 1530 по 1531 и с 1535 по 1536 гг. С 1527 г. по 1529 г. Перуцци, бежавший из Рима после "Sacco", жил и работал в Сиене. Умер Перуцци 6 января 1536 г. в Риме. Из частных домов, построенных им, идеально прекрасен Palazzo Massimi alle Colonne (1535?). Несмотря на славу и почет, особенности характера Перуцци не позволили ему разбогатеть, и Вазари утверждает, что он умер в бедности, мучимый заботами о своей семье.
3 В частности, лондонский картон предвещает забавные, перегруженные деталями скульптурные "Ясли" ("Presepe"), которыми стали славиться неаполитанские скульпторы в XVII в., и лучшее собрание которых - в мюнхенском Nationalmuseumt.
Аленушка (В.М. Васнецов) | Мучение св. Андрея (Руелас) | Вербное воскресенье в Москве при царе Алексее Михайловиче (В.Г. Шварц, 1865 г.) |