Возвращение к древнерусскому стилю

Хованщина (С.В. Малютин) Выше мы говорили о том, что с Васнецова началось известное возрождение древнерусского, "чисто русского" искусства. Но, разумеется, деятельность Васнецова, так же как и вся особенность того воскресения русского духа, которое ведет свое начало от проповеди славянофилов, имеет свои тайные и едва ли выяснимые начала. Одно только можно сказать: мы и в этом течении не были обособлены от Запада. Наше русофильство было отражением, и даже несколько запоздалым отражением националистских движений остальной Европы, выросших на почве романтизма.

В архитектуре обращение к древней, допетровской "настоящей" России (если не считать беспомощных опытов Тона) началось с построек Горностаева, Гартмана, Ропета и Богомолова. Одновременно появились первые (если опять-таки не считать опытов Солнцева и Монигетти) попытки создать домашнюю обстановку в древнерусском стиле. Однако все эти пробы были неудачны и уродливы. Старое не удавалось вернуть, ибо оно было неприменимо в современной жизни, да и просто вне круга современной культуры, а из старого создать новое - на это не хватало ни творческих сил, ни проникновенной любви к старому. Русский стиль понимался в 1870-x и 1880-x годах как нечто дико вычурное, несуразное, пестрое и непременно грубое. Лишь после того как Шварцу удалось восстановить в своих иллюстрациях более или менее точный образ древнерусской жизни, лишь после упорных научных изысканий археологов, лишь после учреждения Гагаринского музея в Академии художеств и Исторического музея в Москве - открылись завесы, скрывавшие своеобразную красоту древнерусской жизни, и явилась возможность вообще создать что-либо художественно ценное, основываясь на подлинных старинных документах. Это новое на старом основании и было разработано В. Васнецовым.

В. Васнецов, поклонник родной старины и всего того, что принято называть чисто русской культурой, взялся с талантом и с трогательным, почти священным вниманием за свою задачу. И этот талант, это внимание отразились на его творчестве. Он ушел от поверхностного щегольства Гартмана, Богомолова и Ропета и указал на некоторые существенные начала древнерусской красоты: на ее благородную красочность, целесообразность, крепость, спокойствие, простоту. Но и Васнецов не мог сделать невозможного, он не мог воскресить мертвеца; он лишь сделал довольно близкое пастиччо [заимствование], которое одно время пришлось по вкусу всем дилетантам, жаждущим новых ощущений. Почтенное по своим намерениям, искусство Васнецова было лишь московской модой 1880-x и 1890-х годов, модой, правда, более симпатичной, нежели петербургская мода Ропетов и Гартманов, однако все же модой, т.е. явлением, не имевшим в себе настоящей подлинности. Теперь - о ирония судьбы! - Москва так же увлекается русским "ампиром", "декадентским стилем" и Сомовым, как только что увлекалась теремами, поставцами, сказками и былинами Васнецова.

Васнецов был не один в своих стараниях вернуть древнерусскую красоту. Одновременно с ним на этом поприще, в 1880-x годах, работал талантливый, но не особенно умелый любитель граф Сологуб, автор забавных иллюстраций и кое-каких орнаментных работ. Позже лагерь художников-националистов расширился. В него вошли Поленова, Давыдова, Малютин, Коровин, Рерих, Головинкое училище, ковровое производство г-жи Чоглоковой; она же была главной вдохновительницей других художников: Якунчиковой, Малютина, Давыдовой, Рериха, Коровина, Головин, Билибин и многие другие. Национальной формулой был одно время увлечен и Врубель, но он или насиловал ее до неузнаваемости, или же, подчиняясь ей, творил вещи, которые принадлежат к слабейшим в его творении.

Е.Д. Поленова (1850-1898) - одна из самых почтенных художественных личностей русского искусства. Неутомимая труженица, истинно культурная женщина, она с пытливым вниманием обратилась, вслед за Васнецовым, к изучению "основ" народной русской красоты. В то же время Поленова зорко следила за западной эволюцией художественной промышленности. Вслед за англичанами, за Грассе, она обратилась к природе; англичане же подсказали ей и изучение кустарного дела, в котором ярче всего сказывается народный вкус. Результатами этого изучения получились ее не особенно удачные декоративные опыты и ее милые иллюстрации к детским сказкам, в которых декоративный элемент играет значительную роль.

Предыдущая глава

Следующая глава


Проба купания (Ж.Б. Патэр)

Каменный мост в Гатчине у площади Конетабля (С. Щедрин, 1799—1801 г.)

Не ждали (Репин И.Е., 1884—1888)


Главная > Книги > Русская школа живописи > Современное состояние русской живописи > Возвращение к древнерусскому стилю
Поиск на сайте   |  Карта сайта