Барочный вкус в живописи
Вполне понятно, что такой художник не мог дать что-либо ценное для пейзажа, для изучения натуры в целом. Все его искусство, хотя и исходит из "реализма" Корреджо, устремилось все же к чему-то ирреальному, к какому-то миражу, не имеющему ничего общего ни с живыми людьми, ни с живой природой. В большинстве картин и фресок Пармеджанино хитросплетенные между собой фигуры доминируют, не оставляя места для просветов в природу.
Но и там, где кроме фигур мы видим "ту среду", в которой художник поместил действующих лиц, удивительно до какой степени эта среда оказывается, несмотря на мастерство исполнения, ничтожной. В своей изящной картине Неаполитанского музея "Сон Младенца" Пармеджанино помещает фигуры под деревом и вдали рисует подобие города, но все это трактовано без всякого любовного отношения, небрежно, с явной "отсебятиной", с желанием поразить своей виртуозностью.
Так же точно декоративные фрески в Фонтанеллате тем и отличаются от фресок Корреджо в Сан-Паоло, что в них отсутствует "любовное внимание" художника к проявлениям жизни.
В беседке Корреджо каждая деталь отражает желание мастера создать подобие живого мира, он чарует обманом, представленным в виде совершенной правды.
Пармеджанино прилагает свои старания на то лишь, чтобы грациозно убрать своды комнаты, причем он довольствуется какими-то намеками на trompe loeil и легко и грациозно шутит с зрителем, нисколько не претендуя на то, чтобы его ввести в заблуждение.
Джероламо Бедоли, свойственник Франческо, отличается от него в одно и то же время меньшим темпераментом и большим вниманием к своим задачам.
И Джероламо принадлежит скорее к "пустым" художникам, к маньеристам-виртуозам, но в лучших своих произведениях он поражает своеобразными, не лишенными мистицизма, идеями, и, кроме того, он умеет извлечь прелестные эффекты из своего внимательного изучения световых явлений.
Особенного внимания заслуживают фрагменты большого ретабля, украшавшего некогда монастырь картезианцев близ Пармы, а ныне хранящиеся в Пармской галерее. Согласно приемам самого Корреджо, и Бедоли прибегнул здесь к trompe loeilу, изобразив род диорамы и поместив фигуры Богоматери, ангелов и двух святых на фоне лесного пейзажа за писаными подобиями окон.
Картины эти исполнены с величайшим мастерством и полны тончайших оттенков, но, к сожалению, художник не нашел в себе той строгости отношения к натуре, которая, несмотря на всю его гениальную свободу, является всегда отличительной чертой Корреджо. Бедоли частью пользовался натурой (восхитительно, например, передан лесной фон), но частью шел "от себя", благодаря чему и этот шедевр мастера страдает общим дефектом времени - отсутствием убедительности1.
1 Джероламо Бедоли, иди Бедулли, родился в 1500 г. в Парме; родители его происходили из Виаданы (Кремона). В 1529 г. он женился на дочери Пьер-Иларио Маццола, вследствие чего принял фамилию своей жены. Умер Джероламо в 1569 г. Из его произведений заслуживают еще внимания знаменитая мистическая картина Пармской галереи "Непорочное зачатие", 1539, интересное по своему золотистому тону и по архитектурной декорации "Благовещение" в миланской "Амброзиане", "Мадонна со св. Юстиной" в пармской церкви Sant Alessandro, писаная перспектива в трапезной монастыря San Giovanni, наконец, фреска, изображающая "Славу Христа" в абсиде пармского Дуомо.
Версаль. Пейзаж со статуей. 1905-1906 г. | Венецианский сад. 1910 г. | Версаль. У Курция. 1897 г. |