Манерный Бароччио
Корреджо, Пармеджанино и Бедоли, а также все близкие к ним художники, как-то: Приматиччо, Аббати - основывают барочный вкус в живописи1. Предельное развитие этого вкуса выражается затем в творчестве таких мастеров, как моденец Лелио Орзи2, как пармцы - Микель Анджело Анзельми3, Франческо Рондани4, Джакомо Бертоя5, Бернабеи делла Каза6 и Гандини7, как урбинец Бароччио, в фамилии которого хотелось бы видеть причину появления самого термина8, как соотечественник Бароччио - Федериго Цуккаро, как сиенец Ванни9, как болонцы - Бартоломео Пассаротти10 и братья Прокачини11, как флорентийцы Чиголи12 и Грегорио Пагани13.
Все эти художники обладают в изумительной степени способностью связывать в одно сплоченное целое сложные группы фигур, их произведения при огромном мастерстве техники получают, благодаря этому, пышный характер, они все видят цель живописи в том, чтобы заполнить предоставленную им поверхность каким-то хитрым узором и выказать свои уверенные знания в перспективе и в анатомии. Все они при этом, основываясь на своих громадных школьных знаниях, охотнее всего обходятся без натуры.
Среди этих мастеров Бароччио14 занимает самое выдающееся место, и недаром он в продолжение веков цитировался среди "классиков" итальянского искусства. Более умелых в рисунке и в живописи мастеров, нежели он, не много найдется во всей истории. По гибкости и элегантности карандаша, по умению заполнить пространство пышными фигурами и драпировками он не имеет себе соперников.
Но на наш вкус, Бароччио действует отталкивающим образом благодаря тому, что все в нем ложь, и ложь его красок, вдобавок, обладает нестерпимой чертой - приторностью. Впрочем, во "внешней истории живописи" нельзя игнорировать и ту смелую своеобразность, которую Бароччио обнаружил в подходе к задачам света, и в большинстве случаев его композиционные проблемы обнаруживают редкую для времени склонность к простору, к ширине.
Рубенс, Лебрен и Буше заимствовали именно у Бароччио немало самых важных приемов композиции, и, благодаря примеру его (примеру, остававшемуся еще и в XVIII веке руководящим для всего европейского художества), культ черноты, введенной болонскими академиками, не завладел живописью окончательно. Несмотря на кажущуюся парадоксальность, можно отстаивать мнение, что маньерист Бароччио в истории реализма, в частности, в истории "пленэра"15, играет одну из самых видных ролей.
1 Мы еще обратимся в своем месте к тому, чем обязано развитие барочного вкуса влиянию северных школ на итальянцев. Укажем, однако, мимоходом и сейчас на это явление. Если за главное выражение барокко принимать какую-то "изощренную вертлявость", какую-то болезненную вычурность, которые уже с 1520-х годов становятся модными и которые являются явным контрастом "благородному и здоровому спокойствию" Рафаэля, то нужно будет признать, что именно эти черты появляются впервые по ту сторону Альп, в Нидерландах и в Германии, и не иначе, как в качестве результата неудачного имитирования "новой хорошей манеры итальянцев". В этой вертлявости, в которой прорывалась именно чисто германская "готическая" черта (мятежность, не сразу и не вполне покоренная ренессансным ладом), была, с другой стороны, большая своеобразная прелесть, которая, в свою очередь, стала очаровывать "латинян" и как-то противоборствовать основному течению Возрождения. Сарто и даже Микель Анджело уже отразили эти германские влияния; еще больше их в "романтике" Перуцци. Но совершенными "варварами" по вкусу, родственными по духу с Лукой Лейденским, с Мабюзе, Орлей, Гэмскерком, Гемессеном и Флорисом, являются именно изощреннейшие итальянцы: Пармеджанино, Бедоли, Цуккаро. В конце концов, это странное "возвращение к готике" через барокко сказывается даже в здоровой Венеции в лице Греко, Скиавоне и Тинторетто.
2 Lelio Orsi родился в Новелларе в 1511 г. Был ли он на самом деле учеником Корреджо, не подтверждается документами. Работал некоторое время в Реджо, затем в Парме. Умер в 1587 г. Из его произведений заслуживают особенного внимания "Жертвоприношение Авраама" в Неаполитанском музее и "Мучение св. Екатерины" в Моденской галерее, чарующее своей (несколько темной) гаммой красок и большой самобытностью композиции.
3 Michel Angelo da Luca Anselmi родился в Дукке в 1491 г., но работал с 1517 г. в Парме, где и умер в 1554 г. Его картины в Лувре, в Пармской галерее, в церкви San Giovanni.
4 Francesco Maria Rondani родился в Парме около 1490 г., умер там же около 1548 г.; ученик и помощник Корреджо.
5 Giacomo Zanguidi, известный под прозвищем "Bertoja", родился в Парме в 1544 г., умер в 1574 г. Ученик Эрколе Прокаччини.
6 Pier Antonio Bernabei, известный под прозвищем "della Casa", родился в Парме в 1567 г., умер в 1630 г. Ему принадлежит, между прочим, великолепный плафон в La Madonna del Quartiere "Царство блаженных".
7 Giorgio Gandini, по матери - del Grano, родился в конце XV века, умер в 1538 г. Считается, что он был учеником Корреджо. К сожалению, об этом превосходном мастере не сохранилось сведений, и число его произведений чрезвычайно мало.
8 Как кажется, самое правильное производить термин "барокко" от португальского слова baroque, что означает вычурную, изломанной формы, раковину.
9 "Кавалер" Francesco Vanni родился в Сиене в 1563 г.; умер в 1609 г. По краскам и всему стилю композиции этот великолепный виртуоз приближается к Бароччио.
10 Bartolommeo Passaroti, или Passeroti, родился в Болонье около 1530 г., умер там же 3 июня 1592 г. Ученик П. Тибальди и Таддео Цуккаро. Наиболее к Корреджо он приближается в "Мадонне со св. Иоанном" болонского San Giacomo. Молодые его произведения при всем сходстве с пармцами обладают большей искренностью. Прелестна его небольшая "Santa Conversazione" среди пейзажа в Болонской Пинакотеке.
11 В семье художников Procaccini особенно выделяются два сына: Ercole il Vecchio-Camillo (род. около 1550 г. в Болонье, умер в 1627 г. в Милане) и Giulio Cesare (родился около 1560 г., по другим сведениям - в 1548 г., умер около 1626 г. в Милане). Шедевром первого можно считать бурное, эффектное "Избиение младенцев" в пиачетинском San Sisto; второй знаменит особенно своими грациозными "Мадоннами" (две лучшие его картины в Эрмитаже), но и в больших религиозных композициях он достигает иногда подлинной мощи.
12 Lodovico Cardi, прозванный Cigoli, родился в Чиголи близ Флоренции в 1559 г., умер 8 июня 1613 г. в Риме. Ученик Санти ди Тито, дополнивший свое образование на изучении Корреджо. Из его произведений назовем "Мучение св. Стефана" (1597 г.) в Питти и "Эмаус" в Флорентийской Академии.
13 Флорентиец Gregorio Pagani (не надо смешивать с моденцем Gaspare Pagani, род. в 1513 г., также одним из последователей Корреджо), сын Франческо П., родился во Флоренции в 1558 г. Ученик своего отца и Санти ди Тито. Находился под влиянием Чиголи. Умер 3 декабря 1605 г. Совершенной имитацией Корреджо является его большой образ в Эрмитаже "Мадонна со святыми", 1572 г.
14 Federigo Barocci Fiori родился в Урбино в 1528 г. или в 1535 г. Он был учеником своего отца Амбоджо, Ф. Мендзоки и Баттиста Франко. Знаменитый в свое время художник Дженга приходился ему дядей. В 1548 г. он был помощником Таддео Цуккаро в Риме, в 1560 г. он сотрудничал с Федериго Цуккаро при росписи Ватиканского Бельведера. Б. пользовался такой славой, что завистники пожелали отравить его, и несчастный мучился долгие годы последствиями этого покушения. Б. жил в Урбино, занимая видное положение при дворе герцога. Умер он 1 октября 1612 г. Из произведении Бароччио назовем здесь те, в которых ярче всего выразились его искания света: "Появление Христа Магдалина" и "Стигматизация св. Франциска" в галерее Уффици, "Призвание апостолов" в Брюссельском музее, "Отдых на пути в Египет" в Ватикане; своим шедевром мастер считал "Пожар Трои" (галерея Боргезе). Из художников, работавших в Урбинском герцогстве в XVI в., заслуживает внимания, кроме того, помянутый архитектор и живописец Джероламо Дженга, родившийся в Урбино в 1476 г. и бывший учеником Луки Синьорелли и Перуджино. Сравнительно с Микель Анджело и Рафаэлем, Genga представляется в ранних своих картинах "отсталым провинциалом", но тем не менее и эти произведения заслуживают внимания затейливостью художественной мысли и красотой красок. Позже он сумел усвоить многие черты "передового" искусства. Дженга жил одно время в Риме, затем в Урбино и в Чезене, куда он последовал в ссылку за своим герцогом. Умер Джероламо в 1551 г. в Урбино.
15 Целый ряд художников XVI и XVII веков подходят к Бароччио так близко, что их трудно отличить от произведений и знаменитого урбинца. Сюда относится помянутый выше сиенец Ванни, моденец Рафаелло Мотта (1550-1578) и др. Одним из последних "барочистов" был Джан Баттиста Талиасакки (1697-1737).
С колокольни Саввино-Сторожевского монастыря (М.В. Якунчикова-Вебер) | Обратный (А.Е. Архипов, 1896) | Озеро (А.М. Васнецов, 1902) |