Сандро Боттичелли

Очистительная жертва прокаженного (фреска) Излюбленным в наше время мастером флорентийского кватроченто является Алессандро Филиппеппи, прозванный Сандро Боттичелли1. Сандро родился лет пятнадцать после смерти Мазаччо, в период времени, когда Липпо Липпи и фра Беато были в полной славе, Доменико Венециано учил флорентийцев нежной красочности, Учелло и Кастаньо - правильной перспективе, Пьеро деи Франчески - светлой "озаренности"; в Сиене Доменико ди Бартоло писал как раз в год рождения Сандро свои сложные и роскошные фрески; на севере Италии славились Пизанелло, Якопо Беллини, а в Падуе Скварчионе учил в своей академии тринадцатилетнего Мантенью. Все это говорит за то, что в лице Сандро Боттичелли мы не найдем пионера, и творчество его не обогатило истории новыми проблемами. Однако менее чем к кому-либо приложима к Сандро характеристика "последователя" или "эпигона".

Сандро не идет в свите других, но, соединив в себе весьма многое, что было разбросано, он с удивительной полнотой отражает идеалы своего времени. Не только нам нравится он, но большим успехом пользовался он и у своих современников. Его чисто личное искусство отразило лицо века. В нем, как в фокусе, соединилось все, что предшествовало тому моменту культуры, и все, что тогда составляло "настоящее". Только о будущем молчит его искусство. Оно отцвело вместе с его молодостью. Сандро "пережил себя" и воскрес лишь спустя четыре века после смерти, когда пришло поколение до такой степени утомленное своей зрелостью, своей старостью, что ему захотелось окунуться в прошлое, полное еще юной свежести.

На примере Сандро мы лучше всего видим как бы саму природу данного периода Возрождения. В его дни флорентийцам могло казаться, что они снова обрели полную красоту жизни, забытую со времен древних. Одно за другим вырастали прекрасные сооружения, ваялись из мрамора и выливались из бронзы мощные и пленительные статуи. Наука о древности, или приобщение к мировоззрению древних, "гуманизм", делал колоссальные шаги вперед. Процесс этот протекал тем последовательнее, что еще не проявлялось угрожающих признаков бунта против установленного и традиционного. Сама церковь как бы прониклась духом гуманизма; папа Николай V не щадил ни денег, ни усилий на приобретение драгоценных рукописей древних языческих авторов, а Пий II, благородный сиенец из рода Пикколомини, с тонким тактом разыгрывал роль античного мецената, был сам поэтом и восторженным поклонником природы. Первые призывы к безверию или к язычеству были едва слышны, а из античных философских систем, благодаря поселившимся в Италии грекам, Гемистию и Виссариону, наибольшим успехом пользовался платонизм или, вернее, новая форма неоплатонизма, переработанного в соответствии с христианскими идеалами.

Чтобы понять душу того периода Возрождения, полезно обратиться к пластическим художествам. Они показывают, до какой степени движение было поверхностным, до чего образованное общество, несмотря на свои увлечения, было еще в основе своей "средневековым". Правда, с 1450-х годов внешние формулы "готики" исчезают в итальянской архитектуре; культ угловатости, остроты, безудержного порыва сменяется увлечением полными, мягкими, соразмеренными формами; стрельчатую систему в архитектуре вытесняет колонна и круглая арка; готическую капитель - ордера по Витрувию, которого начинают изучать, а на смену шпиля является купол. Изваяния в то же время становятся все более спокойными, торжественными и жизненными, типичная же черта готики, жеманность (gentillesse), переходит в гибкую грацию. Но сквозь эти "новые покровы" продолжают просвечивать старые помыслы, старые внедрившиеся вкусы. Они сказываются в пропорциях, в массах и, главное, в чрезвычайной одухотворенности всего.

Так, архитекторы и декораторы хотя и клянутся античностью, однако это увлечение их сказывается в том, что они робко приставляют коринфские пилястры и колонки к грандиозным, чисто замкового характера палатам или заменяют ими в церквах прежние столбы, оставляя самый план и остов. Скульпторы уже изучают отрытые антики (Лоренцо Медичи и другие меценаты, как, например, Федериго Урбинский, собирают их в своих садах), но еще охотнее, по примеру прошлого, они изучают жизнь и делают это с непосредственностью, какой не найти в древних образцах. Надо к этому добавить, что редкие из найденных в то время статуй относятся к эпохе расцвета античного искусства, и, напротив того, подавляющее большинство их принадлежит времени упадка - к эллинистическому "академизму".


1 Сандро ди Мариано Филиппеппи, прозванный Боттичелли, родился во Флоренции в 1444 году. Впервые он упоминается в 1470 году в качестве исполнителя одной из "доблестей" для Мерканции. В 1474 году он призван расписывать пизанское Кампосанто, но из этого заказа ничего не вышло. В 1474 году Боттичелли упоминается в качестве декоратора, работавшего для праздника, устроенного по случаю заключения "Итальянского союза". В 1480 году он исполняет фреску для церкви Ognissanti. С 1481 по 1482 год он участвует, вместе с другими художниками, в росписи Сикстинской капеллы в Риме. В 1486 году им декорирован фресками зал в вилле Торнабуони в Киассо Мачерелли (ныне эти фрески в Лувре); в 1490-х годах он состоит приближенным Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи, а с отъездом последнего он поступает в число "piagnone" - сектантов Савонароллы. Последние годы Боттичелли почти не работал. Умер он 17 мая 1510 года.

Предыдущий раздел

Следующая глава


Поклонение волхвов (Эль Греко)

Азбука Бенуа: С

Сельская жизнь при благодатном правлении (Амброджо Лоренцетти)


Главная > Книги > История живописи всех времён и народов > Том 2 > Пейзаж в тосканской и умбрийской живописи второй половины XV века > Все о Сандро Боттичелли
Поиск на сайте   |  Карта сайта