Беспечный патриций

Trompe l'oeil в одной из зал виллы Барбарр-Джакомелли в Мазере В творении Веронезе мы встречаемся с одним явлением, чуждым Тинторетто. Декорация Веронезе оказывается доминирующей над фигурами, а не наоборот. Веронезе, нарисовавший "Апофеоз Венеции", объясняет отчасти и причины гибели воспетого города. Искусство его не ищет будущего, как искусство Тинторетто, не рвется ввысь, в даль, к небесам, а уже как бы радуется "райскому блаженству" здесь, на земле.

Это, разумеется, не прозаичное, не поверхностное и тем менее легкомысленное искусство, но это все же заключенное, утвердившееся, несколько "успокоенное" искусство. В Тинторетто отразился пролетарский дух Венеции, вечно мятежный, недовольный, мечтательный, переходящий от пафоса энтузиазма к пафосу скорби. Веронезе - венецианец - патриций, радующийся тому, чем он обладает, и считающий лишними всякие дальнейшие заботы о совершенстве и благополучии.

Характерно для личности Паоло, что он отдает своего сына в школу к "фермеру" Бассано, характерно, что он скупает поместья на terra ferma, характерно, что он владеет собранием драгоценных самоцветных камней.

В молодости он, говорят, копировал Дюрера; в зрелом творчестве заметно иногда желание подойти к Рафаэлю, Джулио Романо, Баттисте Франко, обоим Сальвиати. Всему этому соответствует что-то методическое, сдержанное, почти чересчур дисциплинированное в его приемах, чего не найти в судорожном, пламенном творении Тинторетто.

Сила творчества в Веронезе - колоссальная, но это - сила стояния, утверждения, а не наступательная, завоевательная. Удивительно, что при общем упадке Венеции этой самой силы хватило ей еще на целых два с половиной века, зато по прошествии их твердыня оказалась растленной до самых корней, и при первом же требовании каких-то "варварских банд" царица Адриатики добровольно пошла в рабство; апофеоз Веронезе оказался сразу анахронизмом, а для наступивших условий - ложью.

Предыдущая глава

Следующий раздел


М.А. Кузьмин. 1907 г.

Иллюстрация к поэме A.C. Пушкина "Медный всадник". 1904 г.

Набережная Рей на в Базеле в дождь. 1896 г.


Главная > Книги > История живописи всех времён и народов > Том 3 > Живопись барокко в Венеции > Веронезе > Беспечный патриций
Поиск на сайте   |  Карта сайта