Паоло Калиари
Мы видели, что имя "Бассано" стало собирательным - скорее именем фирмы, нежели отдельного художника. То же придется сказать и о "Веронезе", под именем которого главным образом подразумевается Паоло Калиари, но которым покрывается на самом деле огромное количество произведений и других близких к этому мастеру художников, как-то: его дяди Бадиле, обоих Фаринато (один из них более известен под прозвищем "Дзелотти"), Джузеппе Порта-Сальвиати, наконец, Бенедетто, Паоло и Карло Калиари, не упоминая о других, менее выдающихся.
К сожалению, на вопрос, кого следует в этой группе считать вождем и инициатором, прямого ответа история живописи до сих пор не дает. Если соотносить с годами рождения, то таковым оказался бы Бадиле или Паоло Фаринато.
Однако ранние работы Бадиле более похожи на Бордоне, нежели на "Веронезе", а о вполне самостоятельных ранних работах Фаринато мы не имеем определенного понятия.
Если инициатором считать того художника, который является перед нами самым цельным, сильным и блестящим, то таковым, бесспорно, окажется Паоло Калиари, который и был настоящим солнцем этой небольшой, но изумительной по красоте системы1.
Намечается другой вопрос: правильно ли носит прозвище "веронца" именно этот венецианский художник?Он действительно родился и провел юность в городе, где работали оба Мороне и Джироламо дай Либри, и он ученик веронца Бадиле.
Однако можно ли считать Паоло Калиаре продолжателем и венцом этих мастеров? Младший Мороне, Джироламо Фальконетто2, Каваццола3, "Протей" Карото4, Торбидо5, Джольфино6 - хорошие мастера, выведшие веронскую школу из кватрочентистской сухости и скованности, научившие ее мыслить и сочинять по - "современному". В их творчестве впервые появляется большая свобода в композиции, большая гибкость и округлость в формах.
Карото достоин называться веронским Рафаэлем. Затем Бадиле7 и Брузазорчи8 сообщают веронской школе красочный блеск в духе венецианцев. Однако Паоло Калиари и "его группа" создали все же нечто совершенно особенное, и если их творчество выражает дух какой-либо среды, то, во всяком случае, не солидно-богатой и спокойной Вероны, а саму душу волшебного города лагун, его атмосферу и его идеалы.
1 Паоло, или Паулино, сын скульптора Габриеле Калиари, родился в Вероне между 1528 и 1530 гг. Сначала он готовился быть ваятелем - и учителем его был Джованни Карето, - но затем юноша перешел всецело на живопись и, пробыв одно время у Карего, поступил затем (в 1541 г.?) в мастерскую своего дяди Антонио Бадиле, на дочери которого он впоследствии (в 1566 г.) женился. В конце 1540-х гг. Паоло входит в сношения с меценатом кардиналом Эрколе Гонзаго; в 1553 г. остается победителем на конкурсе картин в мантуанском Дуомо, в котором принимали участие Брузазорчи, П. Фаринато и Дель Моро. В 1555 г. он поселяется в Венеции и встречает в лице Тициана мощного покровителя. Благодаря его рекомендации, он получает в 1557 г. заказ на плафонную живопись в только что построенной Сансовино библиотеке. В эти же годы, между 1555-1565 гг., он исполняет в несколько приемов картины, украшающие церковь San Sebastiane (в которой Паоло и похоронен). В 1557 г. им написан портрет Пазио Гвариенте (музей в Вероне); с 1562 по 1563 г. - гигантская картина для трапезной монастыря San Giorgio Maggiore "Брак в Кане" (ныне в Лувре); с 1563 но 1565 г. - картины в алтарной капелле церкви San Sebastiane ("Мучения святых Марка и Марцилиана"), зимой 1565-1566 г. Калиари создан для семьи Пизани один из его шедевров "Семья Дария у ног Александра" (ныне в Лондоне); и этому же году относится гипотеза о его путешествии в Рим, не имеющая, однако, документальных подтверждений; летом 1566 г. (или несколько раньше) Паоло расписывает виллу Барбаро близ Мазера (ныне Villa Giacomelli), построенную Палладио, и в этом же году создает запрестольный образ "Мучение св. Георга" для веронского San Giorgio; к 1570 г. относится "Пир у Симона", ныне в Брере; к 1572 г. "Пир у Симонa" (для трапезной Santi Giovanni e Paolo, ныне в Академии) и "Пир св. Григория" в Monte Berico близ Виченцы; в 1574 г. он расписывает вместе с Тинторетто триумфальную арку, сооруженную в честь Генриха III; после пожаров Palazzo Ducale в 1574 и 1577 гг. Паоло поручаются наиважнейшие работы по украшению живописью новоотделанных зал дворца. Умер Паоло 19 апреля 1588 г. в Венеции. Не существует вполне исчерпывающих трудов, посвященных Веронезе (так же как не существует таковых, посвященных Тинторетто).
2 Сыновья живописца Якопо Фальконетто - Джованни Антонио и Джованни Марио родились в Вероне в середине XV в. Первый славился своим мастерством писать животных и фрукты. Второй (род. в 1458 г.) не только числился среди выдающихся живописцев второй половины XV и первой трети XVI в., но был и превосходным архитектором. Молодость свою он провел в Риме, изучая древние памятники. В 1493 г. им расписан гризайлью купол капеллы San Biagio в церкви SS. Nazzaro e Celso работа, свидетельствующая о его глубоких знаниях перспективы; в 1509-1516 гг. Фальконетто украсил религиозными аллегориями церковь San Pietro Martyre. Умер Ф. в Падуе в 1534 г.
3 Паоло Морандо, более известный под именем Каваццола, родился в Вероне в 1486 г., умер в 1522 г. Предполагаемый ученик Фр. Мороне. В 1510 г. им написаны фрески в церкви SS. Nazzaro e Celso; "Pietа" в Веронской галерее относится к 1517 г., "Св. Рох" в Национальной галерее в Лондоне - к 1518 г., "Мадонна с восемью святыми" там же - к 1522 г.
4 Джованни Франческе Карото родился в Вероне в 1470 г.; ученик Либерале да Верона и Манцони (в Мантуе); около 1508 г. он вернулся в Верону, где им исполнены фрески в капелле Спольверини церкви Sant' Eufemia. Одно время он был занят работами для Висконти в Милане и Казане. Среди позднейших его работ особенно замечательна "Богородица во славе" (1545 г.) в веронском San Giorgio. Можно подумать, что художник имел случай посетить Рим или Флоренцию. Умер К. и 1546 г. в Вероне.
5 Франческо Торбидо, прозванный "Il morо di Verona", родился около 1483 г. в Вероне (или в Венеции), умер в Вероне в 1565 г. Согласно Вазари, Торбидо ученик Джорджоне и Джироламо дай Либри. К наиболее ранним его произведениям относится датированный 1516 г. портрет в Мюнхенской Пинакотеке.
6 Никколо Джолфино (Giolfino) родился в Вероне около 1476 г., умер в 1555 г. Произведения этого мастера носят черты сходства с Лотто и Порденоне.
7 Джованни Антонио Бадиле, внук одного из выдающихся живописцев кватроченто - Джованни, родился в Вероне в 1480 г. Согласно Ланци, ему следует приписать освобождение веронской живописи от средневековой сухости. Творчество Бадиле до сих пор плохо изучено. Из его произведений назовем: "Введение в храм" в Турине, "Мадонну" в Веронском музее и портрет дамы в Вене.
8 Доменико дель Риччио, прозванный "Брузазорчи", родился в Вероне в 1494 г.; считается учеником Джулио Романо, но скорее прошел школу в Венеции, где он имел возможность выработать свое мастерство на изучении Джорджоне и Тициана. Шедевром его является фресковый фриз в Palazzo Ridolfi в Вероне, изображающий въезд Карла V в Болонью (вообще мастер славился своими фресками). Картины последних лет Брузазорчи (напр., "Мучение св. Варвары" в мантуанской церкви имени этой святой) отличаются видимым сходством с произведениями Калиари, но трудно установить, является ли эта черта чем-либо самобытным для Брузазорчи или уже в ней сказывается влияние младшего собрата на старшего. Кроме живописи, Брузазорчи славился и как первоклассный музыкант. Сын Доменико, Феличе (1540-1603), был также искусным художником. Он был учеником своего отца и Я. Лигоцци.
Комната Арапа. 1917 г. | Заставка к книге А.С. Пушкина "Медный всадник". | Из альбома „Версаль". 1922 г. |