Незаметные подражатели

Рождество Христово (Фиоренцо ди Лоренцо) Мелоццо, Синьорелли, Перуджино и Пинтуриккио исчерпывают в своем творчестве художественное достояние Умбрии XV века. Зная их, знаешь все, что могла дать и что дала эта нежная, мечтательная, богато одаренная талантами, но несколько вялая по темпераменту школа. Однако для полноты картины нужно упомянуть здесь еще о творчестве нескольких художников второго разряда. Часть их примыкает к характерной школе Перуджии - это Фиоренцо, Манни, Джерино да Пистойя, Джанбаттиста Битти Капорали, Марко Мелони, Спанья и Еузебио ди Сан Джордже, ближе всего подходящий к Пинтуриккио; другие выдают свою связь с более суровыми, более жесткими школами северовосточной Италии, с теми школами, где дольше хранились заветы Пьеро деи Франчески и падуанцев. Среди последних художников мы находим внушительную фигуру Марко Пальмеццано.

Фиоренцо ди Лоренцо, имя которого мы несколько раз уже упоминали, был на время произведен историками живописи в какие-то наставники и вдохновители Перуджино. Ныне, отмечая в нем оттенок известного архаизма, видят в Фиоренцо скорее товарища великого вождя умбрийской школы. Произведения Фиоренцо имеют некоторые общие черты и с сиенцами, и с теми "падуанцами", которые, вроде Кривелли или Никколо да Фолиньо, смягчили и "разукрасили" мантеньвские формулы.

Пейзаж в "Рождестве" Фиоренцо (галерея в Перуджии) задуман совершенно в духе жестких сценариев, измышленных Коссой, и лишь нежные, тщательно выписанные цветочки на первом плане выдают, как и на картинах Синьорелли, умбрийское происхождение этой картины; круглый образ "Мадонны" (там же) напоминает Мантенью или любого скварчиониста. Надо, впрочем, сказать, что с тех пор, как у Фиоренцо отняли (чтобы отдать их Перуджино) картины "серии св. Бернардина" и еще многое другое, личность этого художника сделалась более чем загадочной. Вазари не упоминает о нем вовсе, и это также скорее указывает на незначительность его роли в общей эволюции искусства. Будь она значительнее, ее не забыли бы всего лет двадцать после смерти мастера, который умер в феврале 1522 года.

Спанья и Манни - рабские подражатели Перуджино. У первого нельзя, впрочем, отнять известного декоративного чувства, выражающегося особенно в пейзажах, повторяющих схемы Перуджино, но с еще большим уклоном в сторону поверхностного шаблона1. Композиции, фигуры, выражения и сценарий Перуджино повторяет и Манни, например, в образе "Всех Святых" Перуджинской Пинакотеки, но и он мертвит формулы своего прообраза и часто превращается в совершенно рутинного иконописца.

Легенда Святого Креста (Антониаццо Романо, фрагмент) Восхитительные, полные радостной сказочности картины создали еще те умбрийские мастера, которые избрали своей специальностью роспись свадебных ларей. Лучшие картины с таких "кассоне" хранятся в Лондонской галерее и во многих частных собраниях Англии, но два характерных панно имеются и в Эрмитаже. Эти несколько ремесленные, наивные, яркие, занятые исключительно декоративной задачей художники обращали большое внимание и на пейзажную сторону своих картин, и умели извлекать прелестные орнаментальные эффекты из сопоставления всех излюбленных в то время схем, частью местного, частью флорентийского, частью нидерландского происхождения2.

Пальмеццано3, бывший лет на двенадцать моложе Перуджино и лишь года на два моложе Пинтуриккио, примыкает, однако, к художникам более примитивного стиля - к Мелоццо да Форли и даже к падуанцам и к феррарцам. Его купол в Сан Биадеро в Форли повторяет в общих чертах композицию, рассчитанную на "обман зрения", его учителя Мелоццо в Лорето. В других своих фресках и картинах Пальмеццано также, главным образом, старается передать выпуклость, корпусность. Он любит плафонные ракурсы и "кулисы", способствующие иллюзии. Иные его картины более всего интересны по декорациям, тогда как фигуры всегда несколько кукольны.

Одна из лучших картин Пальмеццано, "Благовещение", находится в Форлийской Пинакотеке. Сцена происходит под арками портика, покоящегося на круглых, цветного мрамора колоннах с превосходно написанными коринфскими капителями. Мария сидит за деревянным налоем затейливой формы, переданным с совершенной пластичностью. Через широкую арку открывается вид на пейзаж, все еще падуанского типа: слева отвесные скалы с часовней, мимо которой ведет дорога к городу, дальше - отроги горных цепей. Нужно, однако, заметить, что правая сторона пейзажа с ее зеленым холмом значительно приветливее остального и напоминает мягкость пейзажей Беллини и других венецианцев4.


1 Очень изящны, как стенное убранство, "Музы" Спаньи, происходящие из виллы Малани и ныне хранящиеся в Капитолийском музее. Спанье некоторые исследователи приписывают эрмитажное "Поклонение Младенцу", одно время без всякого основания считавшегося за произведение Боттичини. На наш же взгляд, это скорее флорентийская, нежели умбрийская картина. Один ее фон уже слишком богат для Спаньи.
2 К "кассонным картинам" мы еще будем иметь случай вернуться.
3 Марко Пальмеццано родился в 1456 г. в Форли; родители его принадлежали к благородному сословию. Он был учеником Мелоццо и многие годы (с 1487 по 1494) состоял сотрудником его (сохранились подписи мастера: Marco di Melozzo Palmezzano). B 1489 г. Пальмеццано находился в Риме. Возможно, что позже он посетил и Венецию. После падения Форли и пленения его покровительницы, Катерины Сфорцы, Марко удалился вместе с семьей в Кастрокаро, а оттуда в Мателику (в Марках). В 1505 г. он работал в Фаэнце. Умер Марко около 1538 г., верный художественным принципам своей молодости.
4 Красивые пейзажи мы находим у Пальмеццано на его картине "Распятие" в Уффици (скалы, частью покрытые густой растительностью) и на его образе "Воскресшего Спасителя" в Берлине (скалы с оголенными деревьями). Нужно, впрочем, сказать, что при всем богатстве сценария картины Пальмеццано редко производят отрадное впечатление. В них мало воздуха (если он и побывал в Венеции, то влияние Беллини не оставило на его творчестве глубоких следов), и слишком они равномерно цветисты.

Предыдущий раздел

Следующая глава


Los Proverbios (Гойя)

Los Desastres de la Guerra (Гойя)

Одетая маха (Гойя)


Главная > Книги > История живописи всех времён и народов > Том 2 > Пейзаж в тосканской и умбрийской живописи второй половины XV века > Малоизвестные художники
Поиск на сайте   |  Карта сайта