Фрески монастыря Сан Северо

Повесть о Гризельде (Умбрийский мастер конца XV века) Антониаццо Романо, другой ученик Мелоццо, остается покамест не вполне выясненной личностью. Достоверные "Мадонны" Антониаццо рисуют нам его как соперника Пинтуриккио в передаче тихой, несколько ребяческой молитвенности.

Но, кроме того, Антониаццо приписывают более значительные и обособленные произведения. Если он, а не Мелоццо, автор странного и прелестного "Св. Себастьяна" в галерее Корсики, то это говорит за то, что Антониаццо был изумительно чутким и в то же время удивительно смелым красочником.

Светящееся нежной серебристостью тело юноши-мученика выделяется почти плоским и как бы прозрачным пятном на фоне зеленого неба и густых красок пейзажа с синей горой посередине.

Фрески в абсиде базилики Св. Креста в Риме повторяют отчасти мотивы, знакомые нам из произведений Пинтуриккио (которому они раньше и приписывались), но и фигуры здесь более энергичны, нежели изнеженные персонажи любимца Ватикана, да и пейзаж как-то вычурнее, причудливее. К сожалению, полного представления об этой загубленной реставрацией росписи иметь нельзя.

Фрески в капелле Сан Северо в НеаполеЧтобы закончить наше исследование умбрийской живописи в XV в., необходимо еще упомянуть серию фресок с историей св. Бенедикта в монастыре Сан Северо в Неаполе, считающуюся некоторыми исследователями произведением умбрийских художников.

Здесь пейзажи играют такую же роль, как на фресках Пинтуриккио в Сиенской Либрерии, - это скорее "пейзажи с фигурами", нежели фигуры с пейзажами. Но от стиля Пинтуриккио они отличаются более свободными формами.

Фрески эти написаны в самом начале чинквеченто, однако широкие приемы их декораций (особенно в сцене "Поступления Бенедикта в монахи") напоминают чуть ли не манеру, которую ввел в моду фламандец Пауль Бриль в конце XVI-гo века. Замечательно место, которое здесь отдано деревьям, и та особенность, что они уходят за край картины, играя таким образом роль оттеняющей кулисы не только с боков, но и сверху1.

Вообще эти фрески - чрезвычайно значительный памятник искусства, и как будто лишь невозможность окрестить их известным именем мешала до сих пор циклу приобрести ту популярность, которую он заслуживает.

Не выяснен даже вопрос, имеем ли мы перед собой действительно живопись умбрийца. За последнее время была сделана попытка отдать их венецианцу Антонио де Солларио, "lo Zingaro", подписные картины которого находятся у Вертгеймэра в Лондоне и в Неаполитанском музее.

Атрибуция эта не вполне убедительна, и скорее правы те исследователи, которые хотят в этих неаполитанских фресках видеть произведения мастеров болонской школы, к которой нам и нужно теперь обратиться2.


1 Вспомним, что одновременно, т.е. в первые годы XVI в., и в Нидерландах Жерар Давид решается скрыть макушки деревьев под верхним краем своих композиций (например, в "Крещении", музей в Брюгге).
2 Неаполитанская живопись, бывшая в течение XV века в каком-то порабощении у нидерландцев и у "испано-фламандцев", присоединяется с произведениями венецианца Солларио, падуанца Кальвано (ему приписывается большая "Голгофа" в Неаполитанском музее) и других к художественному движению прочей Италии. Пройдет еще, однако, сто лет, пока живопись в Неаполе не станет достойной называться "неаполитанской школой".

Предыдущая глава

Следующий раздел


Вид из окна дома Бенуа на Никольской улице.

Благовещение (Александр Иванов)

Вирсавия (Н. Мануэль Деутш)


Главная > Книги > История живописи всех времён и народов > Том 2 > Пейзаж в тосканской и умбрийской живописи второй половины XV века > Малоизвестные художники > Фрески монастыря Сан Северо
Поиск на сайте   |  Карта сайта