Леонгард Шеуфелейн. Гумпольт Гильтингер
Еще менее может претендовать на звание вождя Леонгард Шеуфелейн1, симпатичный и занятный мастер, самостоятельная деятельность которого протекла в стороне от главных художественных центров - в Нердлингене. Характерно уже то, что живопись Шеуфелейн не напоминает мощного и уверенного искусства своего учителя и скорее приближается к той "безалаберности", которой отличается творчество Кранаха.
В гравюрах Шеуфелейн более выдержан, и здесь-то особенно ясно сказывается его принадлежность к ренессансу. На некоторых из его многочисленных листов мы встречаем прекрасные здания, уже освободившиеся от той вычуры, которой увлекались и Альтдорфер, и сам Дюрер, а в спокойствии поз и жестов действующих лиц Шеуфелейн доходит даже до "академичности". И чисто технически деревянные гравюры мастера более выдержаны, нежели его картины, страдающие некоторой расплывчатостью и тусклостью красок.
Об аугсбургском мастере Гумпольте Гильтингере2 мы можем судить всего по трем картинам, причем две из них являются почти дословными вариантами на сюжет "Поклонение волхвов". Но и этих произведений достаточно, чтобы отвести мастеру место в истории живописи среди представителей раннего ренессанса. Особенное впечатление производит картина Лувра, в которой черты нидерландского характера (оба порхающих вверху ангела, или здания во вкусе Блеса) сочетаются с чертами характерно немецкими. Среди последних мы находим как отрицательные, так и положительные. К первым принадлежат ошибки в рисунке и примитивность перспективного построения: одни фигуры "налипают" на другие, и художник, видимо, игнорирует закон о своде линий к одному горизонту. Но дефекты искупаются как сильной характеристикой портретообразных лиц в свите волхвов-царей, так и красивой "прохладной" гаммой красок; особенной же прелестью отличается "декорация" с ее фантастическим дворцом, выделяющимся на фоне темно-синего неба, среди которого горит звезда3.
1 Hans Leonhard Schдufelein родился в Нердлингене около 1480 г., но еще в юности переселился вместе с родителями в Нюрнберг. Предполагают, что он был учеником Вольгемута; позже он состоял помощником Дюрера. В 1512 г. он в Аугсбурге; с 1515 г. в Нердлингене, где мастер и умер в 1539 или 1540 г. Из произведений Шеуфелейна назовем: "Семь страданий Марии" в Дрездене, "Распятие" 1508 г. в Германском музее, "Тайную вечерю" 1511 г. в Берлине, "Коронование Богородицы" 1513 г. в монастыре Ангауен; далее, сложную стенную живопись ("История Юдифи") в ратуше Нердлингена (1515 г.), "Моление о чаше" 1515 г. в Пинакотеке; алтарную картину "Распятие" и створки к ней (Der Zieglersche Altar) в церкви S. Georg в Нердлингене (того же года): серию картин из монастыря Christgarten в Пинакотеке, а также великолепные миниатюры в "Псалтыре графа Цttingen в берлинском Kupferstichkabinet`e (1537-1538 гг.), Из гравюр мастера особенно интересны: серии иллюстраций к "Theuerdanky", серия "Свадебных танцоров", иллюстрации к "Memorial der Tugend" Шварценберга (1534 г.), а также отдельные листы: "Благовещение", "Пирам и Тизбея", "Тайная вечеря". Близко к Шеуфелейну подходят Ганс Шпрингинклее и Эргард Шён.
2 Johannes Gumpolt Gieltinger или Geltinger родился в Аутсбурге около 1460 г.; в 1490 г. значится там мастером; умер в 1523 г. К сожалению, до нас не дошли ни большой алтарь, написанный мастером для Frauenkirche, ни виды Иерусалима и Святой земли, коими он украсил (1493-1496 гг.) трапезную монастыря в Ульрихе.
3 В только что разобранную группу немецких художников "переходного стиля" следует еще включить: Ганса Вертингера, работавшего при дворе в Ландсгуте (умершего около 1526 г.), автора очень любопытной в костюмном отношении картины 1519 г. в пражском Рудольфинуме "Александр Македонский и врач Филипп"; уроженца швейцарского Фрейбурга Ганса Фриса (1465 г. умер после 1518 г.; жил в Базеле; картины его в Базельском и Нюрнбергском музеях); "Мастера Месскирхского алтаря" (галерея в Донауэшингене), отождествляемого с Иергом Циглером (1495-1559); пассауского художника Михаила Фезелена (умер в 1538 г.) и, наконец, М. Герунга, имеющего общее с Кранахом. В творчестве "отсталых" художников "переходный" стиль дожил до второй половины XVI века. Мы это видим во всей саксонской школе Лукаса Кранаха с Кранахом-Младшим во главе, в последователе Шеуфелейна Себастиане Дейге, работавшем еще в 1575 г. (смесь большего чисто-технического мастерства с совершенным игнорированием перспективы обнаруживает его "Благовещение" и другие картины Нёрдлингенского музея), а также в дортмундских художниках братьях Дюнвеге, картины которых, относящиеся к 1520-м г., легко принять за произведения середины XV века (примеры их творчества, отличающиеся большой красочной прелестью, в Мюнстере, в Мюнхене и в Антверпене).
Гончарный рынок (Гойя) | Los Proverbios, № 20 (Гойя) | Le descanona (Гойя) |