Тонкий знаток формы
Ряд немецких художников, определенно примыкающих к итальянскому возрождению, открывает Ганс Бургмайер, путешествие которого в Италию относят к 1490-м г.1 Впрочем, дело здесь не только в том, что художнику в восприимчивые годы юности уже удалось увидеть страну Гирландайо, Винчи и Беллини, но и в личных свойствах Бургмайера. Все творчество мастера, даже то, которое еще формально принадлежит к готическому стилю ("Базилики" и "Коронование Богородицы" в Аугсбургском музее), носит отпечаток какого-то чувства меры, склонности к ясному спокойствию и, в то же время, некоторый оттенок поверхностности.
Последней чертой искусство Бургмайера и отличается более всего от искусства Дюрера. Возможно, что первый потому и заразился новыми идеалами, что он был менее заполнен старыми, что вся его душевная жизнь протекала на несравненно меньшей глубине, нежели жизнь Дюрера. Если бы Дюреру удалось "сдвинуться" вполне и так, как сам он об этом мечтал, в течении искусства произошло бы нечто вроде стихийного катаклизма. Бургмайеру же перейти от одной формальной системы к другой стоило несравненно меньших усилий, ему не пришлось "менять богов", преобразоваться душевно, - он лишь заменил одну одежду другой.
Это не значит, что Бургмайер был пустым "модным" художником. Ему вредит лишь сопоставление с таким колоссом, с такой "готической кафедралью", как Дюрер. Взятый же сам по себе, Бургмайер прекрасный мастер и один из самых тонких знатоков формы2. То время было вообще способно исключительно на великие дела.
Вспомним восторженные слова Ульриха фон Гуттена: "Die Geister erwachen, die Studien bluhen, es ist eine Lust zu leben". Малейший предмет, относящийся к этой эпохе, - к первой трети XVI века, - носит на себе отпечаток какой-то вдохновенной радости, чарует нежным ладом своих форм. Вполне понятно, что вершины искусства этого времени обладают особенной прелестью; в них "налаженность" роднилась с роскошью красок, с чувством поэзии, с тонкими и остроумными мыслями.
"Готики" Грюневальд, Дюрер и Кранах бесконечно более значительны, нежели типичные "ренессансисты", но и после Баха приятно послушать Гайдна, и после парижской Notre Dame глаз с наслаждением смотрит на замок в Шамборе, и после Данте можно найти не только "пустое наслаждение", но и подлинную душевную пищу - в Ариосте.
Творение Бургмайера состоит из живописи и бесчисленных деревянных гравюр, подробное обсуждение которых не входит в нашу программу. Среди картин мы насчитываем несколько шедевров, как-то: образ "Богородица во славе", напоминающий еще Гольбейна-Старшего, образ "Святые Константин и Севастиан", большой триптих "Распятие" (все три в Аутсбургской галерее), нарядную "Св. Варвару" и полное уюта "Св. Семейство" (обе картины в Берлинской галерее).
Произведения эти отличаются "крепкой постройкой" и приятной комбинацией форм; во всем, в позах, в архитектуре, в мелочах, в широкой трактовке пейзажа, мастер выдает свою принадлежность к новому времени. Но имеются у Бургмайера и картины более значительные по замыслу. Среди них на первом месте стоит восхитительная средняя картина триптиха в Мюнхенской Пинакотеке "Св. Иоанн на Патмосе" (1518 г.)3, а также полный настроения алтарный триптих 1519 г. с "Распятием" посреди и с фигурами святых Генриха и Гeopгa в роскошном ренессансном павильоне (в Аугсбургской галерее), или еще - чарующий образ "Богоматерь", в котором так ясно отразились итальянские впечатления художника (Нюрнбергский музей) и в котором так прекрасен сложный дальний пейзаж, открывающийся за мраморным престолом Марии.
Заканчивается живописное творение мастера в духе Балдунга Грина и Мануеля Деутша - портретом Венской галереи, в котором Бургмайер изобразил себя и жену такими, какими их сделали годы, причем в зеркале, которое держит увядшая подруга жизни, вместо отражения виднеются две мертвые головы4.
Близко к Бургмайеру подходят: его сын Ганс Бургмайер-Младший, упомянутые нами Иерг Бреу и Леонард Бек (оба скорее с отступлениями в сторону средневекового вкуса), а также несколько граверов-иллюстраторов, участвовавших в тех же изданиях, что и Бургмайер. Среди этих "графиков" следует упомянуть в общей истории искусства страсбургского мастера Ганса Вехтлина5 и аутсбургского гравера Ганса Вейдитца, работавшего с 1522 г. в Страсбурге. Произведения Вейдитца долгое время приписывались самому Бургмайеру, хотя они и отличаются от него большим уклоном в сторону реализма Дюрера и некоторой мелочностью приемов. Иллюстрации его имеются в "Trostspiegel", в "Meditationes de passione", в "Herbarium" Отто Брунфельса и в целом ряде других книг.
1 Наns Burgmaier, сын и ученик живописца Томана Бургмайера (окончил свое образование у Шонгауера), родился в 1473 г.; возможно, что Италию посетил еще в 1490-х г.; в 1498 г. приобретает звание мастера в Аугсбурге; к 1501 г. принадлежит самая ранняя из датированный картин: "Базилика св. Петра" ("Латеранская базилика" относится к 1502 г., "Базилика Св. Креста" к 1504 г.; все три картины в Аугсбургской галерее); с 1510 г. художник входит в сношение с императором Максимилианом. - Из дальнейших произведений Бургмайера назовем: две картины с изображениями святых в Германском музее (1508 г.); алтарную створку со "Св. Рохом" в Пинакотеке (готический стиль зданий указывает на раннее время ее создания); "Коронование Богородицы" в Аугсбургской галерее; маленькое "Св. Семейство" 1511 г. в Берлинском музее; остатки фресковой живописи 1514 г. на доме напротив церкви св. Анны в Аугсбурге; роспись дома Фуггеров (Damenhof) 1515 г.; "Св. Иоанн на Патмосе" 1518 г.; "Распятие" в Аугсбургской галерее (1519 г.); "Мадонна со святыми" в Ганноверском музее (1520 г.); "Эсфирь перед Артаксерксом" в Пинакотеке (1528 г.); "Битва при Каннах" 1529 г. в Аугсбургской галерее. Из бесчисленных деревянных гравюр с рисунков Бургмайера особенного внимания заслуживают исполненные им по заказу Максимилиана иллюстрации к книгам "Weiskunig" и "Theuerdank" (1517 г.) и серия "Святых австрийского дома" (в сотрудничестве с Леон. Беком). Ганс Бургмайер-Младший родился около 1499 г.; умер в 1559 г.; из его произведений наиболее характерным является резкое, судорожное в композиции "Сошествие в ад" в церкви св. Анны (1554 г.).
2 Свое знание системы итальянского возрождения мастер должен был обнаружить при росписи фасада одного из дворцов Фуггеров. К сожалению, фрески эти до нас не дошли.
3 Недавняя чистка удалила с этой картины бесчисленные фигуры зверей, птиц и букашек, которыми ее украсил какой-то реставратор начала XVII в.; благодаря этому картина стала еще более внушительной, замысел художника более строгим.
4 Ясный взгляд Бургмайера на мир и прежде омрачался мыслями о жестокости смерти. К наиболее потрясающим произведениям мастера принадлежит его гравюра в красках, изображающая Смерть, набросившуюся и удушающую юношу, застигнутого во время прогулки с любимой девушкой. Характерно для Бургмайера, что и в этом случае он изображает в виде декораций ряд итальянских дворцов, а действующих лиц одевает в античные костюмы. - Упомянем попутно имя Iobst'a de Negker'a, славного мастера, вы резавшего на дереве рисунки Бургмайера и в свое время гордившегося тем, что им первым применен способ красочного печатания с нескольких досок. Ему, между прочим, принадлежит и упомянутый лист "Смерть и юноша".
5 Сведения о Hans'e Wechtlin'e начинаются с 1506-го и кончаются 1519 г. Его иллюстрации приближаются к Дюреру и Балдунгу, но они лишены той художественности и остроты, которыми полны работы этих двух мастеров. Гораздо интереснее отдельные его "киароскуро" (цветные гравюры), в которых более определенно сказывается его принадлежность к ренессансу.
Исцеление Товия (Б. Строцци) | Пир в Кане (Маттиа Прети) | Натюрморт с рыбами (Джузеппе Рекко) |