Обзор творчества разных художников

Ландскнехты, Природа и Смерть (Урс Граф) Отличается эта картина Деутша и исключительным изяществом исполнения. Есть что-то японское в том, как мастер наметил "ажуры" деревьев на первом плане, в той нервности, с которой разработаны бесчисленные детали, в филигранной обводке мелко клубящихся туч, в гибких контурах гор и скал, в прекрасном расположении теней, так сильно способствующих передаче корпусности масс, наконец, в радужных оттенках "глории".

Все сделано точно шутя, точно кисть едва касалась холста, точно Деутш не писал алтарную картину, но набрасывал небольшой эскиз. И эта свобода приемов вовсе не вредит общему впечатлению, соединяющему в себе фантастичность картин Грюневальда с реализмом пейзажных этюдов Дюрера.

Рядом с широко охватывающим искусством Деутша творчество Леу и Графа кажется более узким. Но картины первого, гравюры и рисунки второго все же полны прелести, полны какой-то влюбленности в природу, в жизнь.

Леу следует включить в немногочисленную группу первых "чистых пейзажистов"1. Несмотря на значительный формат фигур, населяющих его картины, они скорее имеют характер "стаффажа в пейзажах", а последние отнюдь нельзя принять только за "фон". По технике Леу соперничает с бравурой Деутша и Балдунга, а в своей склонности к затейливым световым эффектам он приближается к Грюневальду.

Настоящее место Урса Графа - в истории бытовой живописи2. Его гравюры дают нам отличное представление о "гетерах" и о солдатах того времени, свидетельствуя в своей жизненности о том, что художник сам принадлежал к среде своих грубых и буйных героев; в то же время в чисто художественном отношении произведения Графа стоят в непосредственной близи к произведениям "немецкого Рафаэля" - Гольбейна.

В них проявляется то же чувство ритма, тот же такт. Ни одного лишнего штриха, ни одной вялой формы. Все крепко, жизненно, смело и, несмотря на сюжеты, исполнено подлинного изящества.

Принадлежность лучшего ульмского мастера в XVI веке - Мартина Шаффнера - к ренессансу могла бы показаться спорной, если бы мы ограничились изучением таких его произведений, как алтарные створки в Берлинском музее, изображающие святых старцев, выделяющихся на орнаментированном золотом фоне, или как створки алтаря в Ульмском соборе, изображающие группы "Святой Родни". Весь стиль этих картин готический, и лишь мягкая яркость красок и некоторые позы (особенно ребятишек на ульмской картине) свидетельствуют о том, что мастер принадлежит к более изощренному времени, нежели его учитель, величавый и спокойный Цейтблом.

Сошествие Св. Духа (Мартин Шаффнер)Но в других, более поздних произведениях Шаффнер уже вполне ренессансный художник; допустимо даже предположение о путешествии мастера в Италию. Особенно прекрасны створки алтаря 1524 г., изображающие "Благовещение" и "Сретение Господне", в Мюнхенской Пинакотеке. Симфония золотистых, оливковых и буро-красных красок напоминает Карпаччио и феррарцев; правильный овал Мадонны свидетельствует о желании приблизиться к созданиям Беллини, капители полированных мраморных колонн и орнаменты богатых пилястров выдают увлечение немецкого художника итальянской архитектурой3.

О творчестве двух сотрудников Дюрера - Леонгарда Шеуфелейна и Ганса Кульмбаха - можно также упомянуть здесь, хотя в целом ряде произведений (особенно в гравюрах) они определенно примыкают к ренессансу. Из них несравненно сильнее, как художник, Кульмбах, восхитительный красочник, обладавший яркой, светлой гаммой, необычайно нежный техник и тонкий рисовальщик4.

Картины Кульмбаха, вроде "Перенесения ангелами тела св. Екатерины" в краковской церкви св. Марии (1515 г.), или как эрмитажное "Взятие Богородицы на небо", принадлежат - наряду с апокалиптическими композициями Дюрера и картинами Грюневальда в Кольмаре - к самому изумительному, что создано "религиозной фантастикой". Картина Берлинского музея "Поклонение волхвов" в смысле певучести красок может спорить с любым венецианцем и превосходить по колориту лучшие творения Дюрера, всегда страдающие известной пестротой. В свою очередь, Кульмбах уступает Дюреру в способности придавать своим образам значительность.

Картины его прекрасны, но они не врезаются в память подобно "Allerheiligenbild" или "Апостолам". Едва ли также Кульмбаху удалось бы найти дорогу, если бы им не руководил в начале деятельности пример его более мощного товарища. Несмотря на то, что он был почти одних лет с Дюрером, за вождя его никак нельзя принять, а приходится зачислить мастера в ряды "последователей".


1 О Hanse Leu мы уже упоминали в т. I, стр. 335; родился мастер в Цюрихе около 1470 г., убит в сражении при Каппеле в 1531 г. Из произведений Леу назовем алтарные створки в Цюрихском музее и картины в Базеле: "Св. Иероним", "Кефал и Прокрида" и "Орфей" 1519 г. Мастер был и превосходным гравером по дереву.
2 Urs Graf родился в Золотурне между 1485 и 1490 гг.; подмастерьем был в Цюрихе, но еще юношей попал в Базель, где он вписался в 1512 г. в цех золотых дел мастеров и менял "zum Hausgenossen"; в том же году он получил права гражданства. Жена Урса была дочерью кожевника. В 1515 г. художник принимал участие в походах против Франциска I; в 1522 г. он терпит наказание за самовольный уход на войну; кроме того, Урса нередко притягивали к суду за его поведение, напоминавшее лагерную жизнь ландскнехтов. Деятельность Графа была, главные образом, посвящена золотых дел мастерству, и из картин его сохранилось лишь одно аллегорическое изображение "Ужасов войны" в Базельском музее. Тем не менее, личность художника для нас представляется довольно ясной, благодаря его многочисленным рисункам и деревянным гравюрам (среди первых особенного внимания заслуживает серия пейзажей в Базельском музее, помеченных 1514 г.). В 1536 г. Граф был уже в могиле, и вдова его вторично вышла замуж.
3Martin Schaffner, из Ульма, родился около 1480 г.; деятельность его нам известна с 1508 по 1539 г.; умер мастер, вероятно, в 1541 г. Возможно, что Шаффнер был учеником Цейтблома. Из картин мастера назовем: "Сошествие Св. Духа" 1510 г. в Штутгарте; "Страсти Господни" 1515 г. в Шлейсгейме; "Двое святых" в Карлсруэ (1518 г.); створки и пределу алтаря в Ульмском мюнстере (1521г.); органные дверки в Мюнхенской Пинакотеке (1524 г.).
4 Hans Suesz из Кульмбаха (близ Байрейта) родился около 1475 г.; с 1500 г. он в Нюрнберге; считается, что здесь Ганс был учеником Якопо де Барбари; с Дюрером Кульмбах находился в дружеских отношениях; с 1514 по 1518 г. он в Кракове; умер художник осенью 1522 г. Из картин Кульмбаха назовем его шедевр "Поклонение волхвов" Берлинского музея (1511 г.), алтарь Л. Гухера в церкви S. Sebaldus в Нюрнберге (1513 г.), "Коронование Богородицы" 1514 г. в Вене, тринадцать картин в Кракове (четыре в капелле св. Иоанна церкви св. Марии) и превосходный диптих в Эрмитаже "Вознесение Богородицы". Кроме того, мастеру приписывают ряд картин, среди которых серия с "Житием св. Петра и св. Павла" в Уффици, однако слабый рисунок последних лишает возможности оставить авторство их за Кульмбахом.

Предыдущая глава

Следующая глава


Интерьер. 1900-е г.

Петергоф. Большой каскад. 1901 г.

Отдых на пути в Египет (Иоахим Патинир)


Главная > Книги > История живописи всех времён и народов > Том 3 > Немецкая живопись в эпоху ренессанса > Немецкие художники начала XVI века > Обзор творчества разных художников
Поиск на сайте   |  Карта сайта