"Маленькие мастера"
Положение Гольбейна, как представителя "золотого века ренессанса" в германских странах, совершенно обособленное: на севере от Альп мы не нашли бы художника, равного ему по дарованию, развитости вкуса и по творческому охвату. И все же невозможно считать Гольбейна вождем школы. Учеников он не воспитал ни единого, да и косвенного влияния он почти не имел на современников - отчасти потому, что его живописная деятельность не носила того общественного характера, какой был присущ другим художникам (благодаря иконокластскому движению, церковные картины Гольбейна подверглись, тотчас по их созданию, удалению из церквей), отчасти потому, что сами свойства "аристократического", "чересчур изящного" искусства Гольбейна были таковы, что ими не могли заразиться широкие крути немецкого художественного мира, только что начавшего освобождаться от "средневекового варварства".
Ближе всего к Гольбейну подходят так называемые "Kleinmeister". К ним принадлежат нюрнбергские художники два брата Бегам, Георг Пенч и Петер Флетнер, страсбургский мастер Фогтхер, кельнский художник Якоб Бинк1, эрфуртский мастер Ганс Брозамер2, аутсбургский мастер Дашель Гопфер3, мюнхенский художник Ганс Милих и уроженец Падеборна - Альдегревер. Сюда же нужно отнести мастера, имя которого скрыто под инициалами "J. В.", а также пейзажистов Гиршфогеля и Лаутензака, о которых мы уже говорили в первом томе нашего труда.
Наконец, принято зачислять в ту же группу: Мельхиора Лорха, Вергиля Золиса, Тобиаса Штиммера, Иоста Аммана и Эйзенхойта, однако, творчество этих художников означает уже новую стадию истории искусства, а именно - поворот ренессанса к барокко.
Лучшее, что создано Kleinmeister'ми, это те крошечные гравюры на меди, благодаря которым они и получили свое коллективное прозвище. В этих очаровательных и тончайших безделушках начертательного искусства художники эти, в это же время, лучше всего обнаружили свою принадлежность к "золотому веку возрождения" и свою близость к Гольбейну, причем этих результатов они достигли вполне самостоятельно и, вероятно, даже не имея полного представления о творчестве базельского мастера.Среди них Ганса Зебальда4, Флетнера и Брозамера с натяжкой можно включить в число живописцев; напротив того, ряд картин Бартеля Бегама, Пенча, Милиха и Альдегревера отводят им видные места в истории живописи, и можно только пожалеть, что обстоятельства сложились таким образом, что чисто живописное творчество мастеров не получило большего развития и распространения.
В рано скончавшемся, во время поездки по Италии Бартеле Бегаме Гольбейн, наверное, получил бы со временем достойного соперника5, да и ряд портретов Пенча6, Альдегревера7 и Милиха8 поражают мощью характеристики и указывают на силы, таившиеся в этих художниках и не нашедшие себе надлежащего применения вследствие общих условий культуры.
1 Деятельность Бинка протекла при дворах датском и прусском. Родился мастер в 1514 г., умер в 1569 г.
2 Hans Brosamer, живописец, гравер на меди и на дереве, родился около 1490 г. в Фульде, умер в 1552 г. в Эрфурте. Его иллюстрации украшают библию, изданную Гансом Луфтом в 1550 г., и лютеранскую библию 1553 г. Из его гравюр на меди заслуживает особого внимания длинная процессия, представленная на семи листах, ряд портретов и библейских сюжетов, среди последних несколько вариантов "Вирсавии". Из живописных произведений Брозамера сохранились два портрета в Карлсруэ и один в Венском музее.
3 Daniel Hopfer, миниатюрист и офортист, сын живописца, переселился в 1495 г. из Кауфберена в Аугсбург, где и умер в 1536 г. Ему принадлежит заслуга возрождения техники травления крепкой водкой. Частью гравюры мастера воспроизводят листы Бургмайера, Мантеньи, Маркантона и Кранаха, частью это вполне самостоятельные работы, изображающие библейские сюжеты и портреты. В своих поисках мягкости Гопфер доходит до мелочности и рыхлости. Всегда прекрасны на его листах орнаментальные и архитектурные мотивы, всецело принадлежащие стилю возрождения.
4 Hans Sebald Beham родился в Нюрнберге около 1500 г. Замешанный в процесс 1524 г., он был изгнан из города, но в 1528 г. получил разрешение вернуться; с 1530 г. Бегам, до самой смерти в 1550 г., живет во Франкфурте-на-Майне, временами отлучаясь в его окрестности, в Ашаффенбург и в Майнц. Последнее время художественные дела во Франкфурте обстояли, благодаря католической реакции, весьма плохо, что заставило художника открыть винный погреб. Картин мастера, за исключением расписанной и подписанной художником столовой доски с эпизодами из "Истории Давида", в Лувре (1524 г.), и четырех больших миниатюр в молитвеннике кардинала Бранденбургского (Библиотека в Ашаффенбурге), не сохранилось.
5 Barthel Beham, младший брат Ганса Зебальда, родился в Нюрнберге в 1502 г. Из трех художников, обвинявшихся в 1524 г. в еретическом образе мыслей, Бартель на суде высказывался в наиболее резкой форме, что не помешало ему, по удалении в изгнание, вступить с конца 1520-х г. на службу ко двору одного из самых ортодоксальных государей, герцога Лудвига Баварского. Возможно, что первое свое путешествие на юг Бегам совершил в 1530 г.; во время вторичного путешествия в Италию, в 1540 г., он скончался. Из картин мастера до нас дошли - большое "Нахождение Св. Креста" (1530 г.) в Пинакотеке и части алтаря в Берлинском музее; ему же приписывают символическую картину "Распятие" в Венском музее. Большой алтарь из дворцовой церкви в Месскирхе, - средняя картина которого осталась на месте, тогда как створки попали в галерею Донауэшингена, - благодаря изысканиям Koetschan, ныне отнимается у Бегама и отдается особому, покамест анонимному "Мастеру из Месскирха", который скорее принадлежит к кругу Дюрера и Кульмбаха. Из гравюр Бартеля Бегама особенным мастерством, ритмом и грацией отличаются: "Мадонна у окна", "Мадонна с попугаем", три фриза с "Битвами", ряд гравюрок с изображениями ландскнехтов, портреты императора Карла V и "короля римского" Фердинанда.
6 Georg Pencz родился около 1500 г. Изгнанный из Нюрнберга в конце января 1524 г., Пенч уже осенью того же года получил разрешение поселиться в Виндшейне, в окрестностях родного города. В 1532 г. он городской живописец. Умер мастер в нужде в 1550 г. Считается, что Пенч дважды был в Италии: в 1530 и 1539 гг. Из картин художника назовем: фрагмент "Поклонения волхвов" в Дрездене, "Урания" 1545 г. в галерее Поммерсфельдена, "Римское милосердие" 1546 г. в венском собрании гр. Гарраха, копию со "Св. Гиеронима" Кв. Массейса в Германском музее (1545 г.). В особенности хороши портреты Пенча, и среди последних - портрет золотых дел мастера в галерее Карлсруэ (1545 г.). Из гравюр мастера, отличающихся применением особой пунктирной техники, заслуживают внимания ряд библейских сюжетов, в которых встречаются заимствования у итальянских мастеров, а также серия "знаменитых женщин", серия "Деяния милосердия", ряд мифологических сюжетов, серии "пяти чувств", "семи свободных искусств" и "триумфов".
7 Heinrich Aldegrever, или Tippenmaker, родился в 1502 г. в Падеборне; работал в Зесте, где и умер в 1560 г. Из картин мастера сохранились лишь створки в Wiesenkirche в Зёсте, "Спаситель в гробу" 1529 г. в пражском Рудольфинуме и портреты в венской Лихтенштейнской, в Кассельской и в Берлинской галереях (1540 и 1531 гг.).
8 Hans Muelich родился в Мюнхене в 1516 г. В молодые годы посетил Италию, и результатом этого путешествии была копия "Страшного суда" Микель-Анджело, исполненная им для Liebfrauenkirche (это не помешало тому, чтобы в творчестве Милиха постоянно проскальзывали реминисценции Альтдорфера). Из произведений мастера заслуживают внимания: его миниатюры к псалмам Орландо Лассо и к мотеттам Циприана де Pope в мюнхенской Библиотеке, "Распятие" в Прадо (1539 г.), "Богородица во славе" в Frauenkirche Ингольштадта, несколько портретов, ряд деревянных гравюр и, наконец, серии превосходных декоративных рисунков, особенно тех, что служили образцами для парадных доспехов.
Победа мудрости над пороками (Мантенья) | Голофа (Мантенья) | Видение отроку Варфоломею (М.В. Нестеров, 1889) |