Дом художников

Пляска смерти (Ганс Гольбейн) Загадкой остается для нас метаморфоза, произошедшая под самый конец деятельности в творчестве Ганса Гольбейна-Старшего. Если допустить, что стареющий мастер, державшийся отсталых готических форм в такое время, когда все вокруг в Аутсбурге уже свидетельствовало о водворении новых идеалов, действительно заразился последними, то подобный случай оказался бы едва ли не единственным. Створки к "Алтарю св. Севастиана" (ныне в Мюнхенской Пинакотеке), на которых Гольбейн-Старший представил святых Елизавету и Маргариту, заключив эти чарующие по линиям и краскам фигуры среди закругленных и необычайно "зрелых" по формам орнаментов, створки эти являются какими-то чудесами искусства, если принять в соображение, что до того художник изображал длинных угловатых и скорее уродливых персонажей среди архитектур, определенно принадлежащих готике1. Странность такого скачка в позднем творчестве художника заставила некоторых исследователей видеть в этих картинах произведения (или, по крайней мере, руку помощи) двух сыновей Гольбейна - рано сошедшего со сцены Амброзиуса и гениального Ганса.

Однако такое "недоверие" к Гольбейну-отцу исчезает, если мы обратим внимание на все изощрения некоторых его композиций, на чарующую жизненность отдельных деталей и, наконец, если мы оставим за Гольбейном-Старшим тот ряд тончайших рисованных портретов, который ныне охотнее приписывают ему, нежели его сыновьям2.

В одном, во всяком случае, нельзя сомневаться: братья Гольбейн могли получить в родительском доме очень полное художественное воспитание; этим, а также еще тем, что вообще Аутсбург быстро сделался главным очагом немецкого возрождения, объясняется изумительная скороспелость обоих художников.

Базилика св. Павла (Ганс Гольбейн-Старший)С другой стороны, несомненно, что сыновья Гольбейна были способны в момент создания "Алтаря св. Севастиана" оказать ценные услуги отцу; это доказывается тем, что Амброзиус в 1518 г. мог написать такой тонкий и характерно-ренессансный портрет, как тот, что хранится в Эрмитаже, да и Ганс, которому в 1515 г. было всего восемнадцать лет, мог с гордостью поставить свою монограмму под дышащей страстью композицией "Несение Креста" в Карлсруэском музее, а через год он уже расписывал во вкусе итальянских фрескистов, с прямыми заимствованиями у Мантеньи, фасад дома в Люцерне. Едва ли вообще братья Гольбейн переселились из Аутсбурга в Базель для того, чтоб там дополнить свое художественное образование (чему мог еще выучиться Амброзиус у Ганса Гербстера, к которому он поступил в ученики?3); гораздо вероятнее, что, чувствуя себя готовыми художниками, они отправились в чужие края за заработком, не находя такового в Аугсбурге4.

Базель в эти немногие годы, между началом века и теми смутами, которые возникли в 1520-х г. на почве религиозных убеждений, переживал счастливую пору своей культурной жизни. Основанный, благодаря Пию II, университет собрал плеяду видных ученых и способствовал чрезвычайному развитию книжного дела. В Базеле художники, занятые при типографиях, невольно вступали в более тесное общение с гуманистами. Кроме того, Базель был для Германии каким-то преддверием Италии. Отсюда, через Люцерн до Лугано, Комо и Милана лежал путь, соблазнявший всякого, у кого находился досуг и кое-какие средства. Вне всякого сомнения, что Ганс Гольбейн-Младший не противостоял этому соблазну, и все говорит о том, что в промежутках между работой над фасадными фресками Гертенштейнского дома в Люцерне он посетил, по крайней мере, ближайшие центры северной Ломбардии и увидел там работы Луини, Соларио, Гауденцио и самого Винчи.


1 Впервые ренессансные мотивы проникают в творчество Ганса Гольбейна-Старшего в створках алтаря 1512 г., доставшегося Аугсбургской галерее из монастыря св. Екатерины. Игриво вьющиеся и сочно "набухающий" узоры в этих картинах прелестны, зато тем более поражает угловатость движении в фигурах и дефекты перспективы.
2 Hans Holbein der Дltere родился, по одним сведениям, в 1460 г., по другим - в 1473 г. Неизвестно, чей он был ученик, но нидерландские влияния в его искусстве очевидны. К 1493 г. относится наиболее раннее из дошедших до нас произведений мастера створки "Вейнгартенерского алтаря" в Аугсбургском соборе (готические формы архитектуры, местами золотой фон); к 1493 г. относится "Алтарь св. Афры" в Базельском музее; к 1449 г. маленькая Мадонна на золотом фоне в Германском музее и первая из картин серии "Римских базилик" (S. Maria Maggiore); в 1501 г. он исполняет алтарные образа для Франкфурта и для Кайсгейма (части первого в Городском музее; другие в церкви св. Леонгарда; второй в Мюнхенской Пинакотеке); в 1502 г. он пишет картину - эпитафию Ульриха Вальтера (Аугсбургский музей); в 1503 г. алтарь с изображением Страстей Господних в Донауэшенгене; в 1508 г. "Базилику св. Павла" (Аугсбугрская галерея); в 1512 г. четыре створки, о которых мы говорили в предыдущем примечании, и, наконец, к 1516 г. относится "Алтарь св. Севастиана" в Мюнхенской Пинакотеке. Умер Г. Гольбейн-Старший в 1521 г. в Аугсбурге.
3 До нас дошел портрет этого Hans'a Herbster'a из Страсбурга, написанный с него Амброзиусом Гольбейном; кроме того, мы осведомлены о той страстности, с которой Гербстер относился к реформам: религиозные увлечения заставили его даже забросить живопись, а впоследствии, в 1530 г., подвергнуться заточению. К сожалению, не сохранилось ни одного произведения этого интересного человека, и мы не можем судить, чем именно были ему обязаны братья Гольбейн. Умер Гербстер в 1550 г.
4 Ambrosius Holbein, старший сын Ганса Гольбейна-Старшего, родился около 1495 г. Ученик своего отца и Г. Гербстера в Базеле, куда оба брата Гольбейн прибыли около 1515 г. 24 февраля 1517 г. Амброзиус принят в цех "Zum Himmel": в июне 1518 г. он получает права гражданства. Дальнейшие сведения о художнике отсутствуют.

Предыдущий раздел

Следующая глава


Азбука Бенуа: Великан

Смерть графини. 1910 г.

Комната Петрушки. 1911 г.


Главная > Книги > История живописи всех времён и народов > Том 3 > Немецкая живопись в эпоху ренессанса > Семья Гольбейн
Поиск на сайте   |  Карта сайта