Хуан де Руелас

Мучение св. Андрея (Руелас) У Руеласа мы найдем еще немало черт «традиционно-иконописного» характера, не вполне чужд он и реминисценций итальянских маньеристов, с которыми он мог быть хорошо знаком хотя бы по тем произведениям, которые он видел в Севилье (Варгас) и во время своих поездок по Испании.

Однако, с другой стороны, и там, где Руелас отдается во власть шаблонам и реминисценциям, всегда проявляются и его горячее религиозное чувство, и его пылкий темперамент, и его порыв к жизни, а все это и означает, по сравнению с Варгасом, определенные шаги к освобождению, к зрелости.

Иногда эти особенности сказываются в выражениях лиц, охваченных мистическим трепетом, иногда (как, например, в двух «Conception» Берлинского и Дрезденского музеев) — во вполне уже достойных Веласкеса и Масо чарующих пейзажах, стелющихся позади условных и несколько застылых фигур.

Мы знаем, кроме того, и такие произведения художника, которые исполнены с совершенной отдачей вдохновению и с изумительно свободным мастерством. Сюда относятся особенно близкое к Греко «Сошествие Св. Духа» и три знаменитых шедевра Руеласа: гигантская «Битва короля Сантьяго» Севильского собора и две картины, попавшие из церквей Севильи в ее музей, — "Кончина св. Герменгильда" и «Мучение св. Андрея».

Большинство существенных элементов искусства Сурбарана и Мурильо в этих произведениях уже налицо.

Дальнейший шаг к свободе в испанской живописи означает Эррерастарший1. В истории искусства не много найдется таких порывистых и возбужденных художников.


1 Francisco Herrera, называемый «el Viejo» в отличие от своего сына F. H. el Mozo, родился в Севилье в 1576 г.; по Бермудесу, он учился, одновременно с Пачеко, у Луиса Фернандеса, произведения которого не дошли до нас; согласно Юсти, Эррера всего более обязан Руеласу. После обвинения мастера в изготовлении фальшивой монеты, Э., во избежание наказания, принужден был искать убежища в монастыре иезуитов, откуда он вышел лишь после того, как Филипп IV, совершая свое путешествие по Андалузии в 1624 г., лично его помиловал. Кроме того, нам известны следующие даты деятельности Э.: в 1610 г. он гравирует титульный лист сочинения лиценциата F. de Luque Faxardo, в 1616 г. пишет «Непорочное зачатие» для собора. 1617м он помечает «Сошествие Св. Духа», находящееся у Лопеса-Сеперо, в 1629 г. вместе с Сурбараном создает серию картин для коллегии S. Bonaventura, 1642м помечены рисунки в мадридской Biblioteca National и в British Museum; в 1647 г. Э. заканчивает четыре большие (ныне утерянные) картины для архиепископского дворца в Севилье; в 1650 г. он переселяется в Мадрид, где и умирает в 1656 г. Из произведений Э. до нас дошли, кроме упомянутых: алтарь в S. Martin, "Страшный суд в S. Bernardo", «Апофеоз св. Герменгильда» и «Видение св. Василия» в музее Севильи, картины из S. Bonaventura, которые ныне находятся у герцога Кларендона в The Grove, близ Watford'a, «Св. Василий среди отцов церкви» в Лувре, «Раскаяние св. Петра» в сакристии Севильского собора, караваджеская картина в собрании гр. Чернина в Вене «Музыканты», великолепная в своем смелом реализме картина Нантского музея «Слепой музыкант» и «Нищий в соломенной шляпе» Авиньонского музея. Сын Эрреры-старшего, Francisco Herrera el Mozo, принадлежит к совершенно иному кругу художников, нежели его отец, к кругу элегантных, несколько «театральных» маньеристов; тем не менее и в нем можно найти в технике и даже в его композиционных затеях черты сходства с «оборотом мысли», свойственным отцу. Эррерустаршего можно рассматривать как одного из предводителей грузного, пышного и несколько кошмарного испанского барокко; Эррера-младший — даровитый и моментами пленительный эпигон того же течения. Родился он в 1622 г. в Севилье; обокрав отца, который отличался по отношению к нему чрезвычайной жестокостью, «el Mozo» отправился в Италию, в Рим, где приобрел себе известность изображением «кухонных картин», в которых главную роль играли рыбы, за что художник и удостоился прозвища «Spagnuolo degli pesce» (примером таких «бодегонов» является, по мнению А.Л. Майера, картина в собрании Ф. Ганса во Франкфурте «Завтрак нищих детей»); приблизительно около 1656 г. художник снова живет в Севилье; этим годом помечена его картина «Торжество евхаристии» в соборе Севильи (эскиз к ней в S. Juan de la Palma); ближе всего к отцу (и одновременно к Рубенсу) Э. подходит в своем «Апофеозе св. Герменгильда» в Прадо; в 1657 г. он создает для капеллы св. Франциска Севильского собора картину «Св. Франциск, несомый ангелами»; в 1660 г. Э. принимает участие в основании Севильской Академии, но вскоре после того он переселяется в Мадрид, где и умирает в 1685 г. В Мадриде Эррера эль Мосо работает над фресками в S. Felipe el Real, в церкви «Atocha» и в «Convento de los Recoletos», — эти произведения, к сожалению, частью погибли, частью дошли до нас в самом плачевном состоянии. Отметим еще, что у графа del Aquila находился ряд картин Э., изображавших бой быков. Из учеников старшего Э. (кроме Веласкеса) заслуживает внимания Sebastiano Llano у Valdes, тот самый художник, который в 1637 г. был ранен Алонсо Кано (в 1660х гг. был несколько раз президентом Академии; упоминается в последний раз в 1673 г.); живопись Льяно-и-Вальдеса отличается широкими приемами, но и некоторой слащавостью красок; наибольшей популярностью пользуются две картины мастера, относящиеся к 1668 г. (в капелле св. Иосифа в Севильском соборе): «Призвание апостола Матфея» и «Христос и фарисеи».)

Предыдущая глава

Следующая глава


Суд Соломона (Себастьян дел Пиомбо)

Давид и Голиаф (Тициан)

Страшный суд (Лукас Лейденский)


Главная > Книги > История живописи всех времён и народов > Том 4 > Испанская живопись с XVI по XVII век > Художники Севильи и Валенсии > Хуан де Руелас
Поиск на сайте   |  Карта сайта