Учитель Веласкеса

Что мог заимствовать Веласкес у гениального безумца? Несомненно, Веласкес, этот рожденный «живописный бог», развился бы при каких угодно условиях, и не Эррере он, во всяком случае, обязан всей своей методой, с виду простой и спокойной, на самом деле — столь ухищренной. Не успел и не мог он получить от своего первого учителя и питания для души, ту широкую и глубокую культуру, которая помогла ему пройти жизненный путь и проникнуть в самые замкнутые слои испанского общества. И все же Веласкес недаром попал к Эррере и недаром провел в его мастерской несколько месяцев, ибо именно здесь должен был пробудиться в нем тот огненный интерес к жизни, который составляет самую суть его искусства.

Для тех самых черт, которые сближают «аристократа-натуралиста» и характерного испанца Веласкеса с мятежным и пламенным «венецианцем» Греко, для них Веласкесу не надо было ездить в Толедо, и их он не мог приобрести в обществе своего тестя, «живописного цензора» Пачеко.

Наоборот, несомненно, что этими чертами он в значительной степени обязан Эррере. И не показательно ли, что начал «аристократ» Веласкес свою карьеру с таких же тривиальных, и все же прекрасных по своим живописным качествам, изображений "кухонной и уличной» грязи, как те. которые ввел в моду натуралист Эррера? Умение в окружающей действительности и в самой «мертвой натуре» видеть живописную жизнь — вот что Эррера дал Веласкесу и, вместе с тем всей испанской живописи.

Еще менее, нежели «предтечи» расцвета севильской школы, обследован старший Рибальта, считающийся за обновителя школы Валенсии1.


1 Francisco de Ribalta род. 2 июня 1555 г. в Кастельоне-дела-Плана; мы не знаем имени первого учителя Рибальты в Валенсии, зато сохранился рассказ (похожий на легенду о Св. Массейсе) о любви художника к дочери своего наставника, побудившей Рибальту искать особого совершенствования в искусстве, и с этой целью отправиться в Италию; согласно старым историкам, здесь он усердно изучает Рафаэля, Караччи и Себастьяно дель Пьомбо, которого он неоднократно копировал; Юсти, напротив того, настаивает на влиянии Корреджо и Скидоне. Вернувшись в Валенсию и женившись на любимой девушке, Р. быстро приобретает известность, пользуясь покровительством архиепископа дона Хуана де Рибера; особенный успех имела его картина «Тайная вечеря», исполненная им для алтаря церкви Corpus Christi при «Colegio del Patriarca» (поныне там); в 1597 г. Р. работает для церкви в Андилье; кроме того, им созданы религиозные картины и ретабли для церквей Альгемеси, Карфагена, Торренте, Порта-Чели, Морельи, родного Кастельоне, Гранхи, Мадрида, Толедо, Сегорба и Вальди-Кристо. Умер Рибальта 12 января 1628 г. Ныне главнейшие произведения мастера собраны в музее Валенсии: «Concepcion» из упраздненного монастыря San Felipe Neri, «La Virgen de Portacaeli», «Воскресение Христово», «Св. Антонийаббат», «Коронование Богородицы», «Св. Франциск, обнимающий распятого Христа», «Распятие», «Св. Исидор», а также портреты и две копии с Себастьяна дель Пьомбо. Без основания Франсиско Рибальте приписывается одна из фресок в зале «Audiencia». Наибольшей популярностью пользуется картина мастера в Прадо «Экстаз св. Франциска», происходящая из церкви капуцинов в Валенсии и принадлежащая, вероятно, к позднему периоду его деятельности (если только не кисти его сына). Даровитый сын и ученик Франсиско Рибальты, Хуан де Рибальта, родился в 1598 г. Уже 1615 г. помечена великолепная, совершенно натуралистическая «Голгофа», перенесенная из S. Miguel de los Reyes в Валенсийский музей. Одно время Хуан был занят для дона Диего де Вич серией портретов знаменитых мужей Валенсии, пожертвованных собственником иеронимитскому монастырю «de la Muerta». Хуан славился и как поэт; в качестве такового он был в 1620 г. награжден во время празднеств по случаю беатификации св. Фомы Вильянуеэвы. Умер младший Рибальта в октябре 1628 г. в Валенсии. Произведения Хуана часто смешивают с произведениями его отца, а также с живописью странного, непоследовательного, романтичного баталиста, ученика Орренте — Esteban March'a (род. в Валенсии в конце XVI в., умер там же в 1660 г.). Из остальных учеников старшего Рибальты нужно выделить: Gregorio Castaneday-Espina (зять Рибальты, умер в 1629 г.) и особенно плодовитого и ловкого, склонного к красноватым теням Jacinto Jeronimo de Espinosa (1600—1680), которому в Эрмитаже приписывают, едва ли основательно, довольно робкое «Бегство в Египет». Произведение Эспинозы можно видеть в церквях и музее Валенсии, в последнем: «Св. Семейство», «Явление Христа св. Петру Ноласко», «Кончина св. Луиса Бельтрама», «Месса св. Петра Ноласко» и портреты. Другой Эспиноза, Хуан, жил в начале XVIII в. и искусно писал фрукты.

Предыдущая глава

Следующая глава


Петергоф. Нижний фонтан у каскада. 1942 г.

Введение в храм Пресвятой девы (Таддео Гадди, 1332 г.)

Пейзаж с семейстом сатиров (А. Альтдрфер, 1507 г.)


Главная > Книги > История живописи всех времён и народов > Том 4 > Испанская живопись с XVI по XVII век > Художники Севильи и Валенсии > Учитель Веласкеса
Поиск на сайте   |  Карта сайта