Античный дух Рафаэля

Рисунок к картону шпалеры (Рафаэль) Самый античный дух, которым обвеяна роспись "Лоджий", есть, несомненно, порождение гения Рафаэля.

Как раз около этого времени была открыта часть дворца Нерона (считавшегося тогда термами Тита), и находка этих "грот", защищенных от дождей и воздуха и сохранивших под слоем земли почти полную свежесть красок своих живописных уборов, произвела на увлекавшихся античностью художников то же, если не большее, впечатление, нежели в XVIII веке открытие Помпеи и Геркуланума.

До нас дошли сведения, что Рафаэлю в его посещениях этого подземного мира сопутствовали ученики, которых он заставлял делать копии с сохранившихся древних памятников1, и что из них Удине увлекся задачей воссоздания древнего искусства настолько, что принялся изучать скульптуру и нашел (как ему казалось) самый способ изготовлять стюк, принимающий живопись и политуру, а также имеющий белизну античной штукатурки.

Но тем не менее и в данном отношении душой дела, истинным гением, свободно и легко пользующимся художественными формами, рожденными другими веками и другой культурой, приходится считать Рафаэля, ибо после смерти его те же его ученики, тот же Удине, утратили эту свободу и легкость, и их творчество получило заметный оттенок тяжести.

Ведь нужно предполагать, что при таких дисциплинированных, насквозь пропитанных культом учителя учениках достаточно было приблизительного наброска, иногда даже нескольких слов или выразительного жеста, чтобы в формах и чудесных красках отпечаталось то, что зарождалось в неисчерпаемо изобретательном уме Рафаэля, что являлось перед его внутренним взором и на передачу чего в реальных образах ему уже не хватало времени.


1 Даже в Грецию командировались Рафаэлем художники специально для того, чтобы зарисовывать все достопримечательное, что сохранилось от древнего искусства. Проверить это сведение, к сожалению, нет возможности, за отсутствием самых этих рисунков.

Предыдущая глава

Следующий раздел


На жатве. Лето (А.Г. Венецианов, середина 1820-х гг.)

Маскарад при Людовике XIV. 1898 г.

Мадонна святого Франциска (Корреджо)


Главная > Книги > История живописи всех времён и народов > Том 2 > Живопись «Золотого века» в средней Италии > Уставший Гений > Античный дух Рафаэля
Поиск на сайте   |  Карта сайта