Поверхностное искусство
Отличительным признаком творчества всей разбираемой группы художников является культ человеческой фигуры и отношение к ней как к прекрасному орнаментальному мотиву. Произведения Kleinmeister'oв страдают известной поверхностностью. Мы не найдем в них ни сильных эмоций, ни захватывающего чувства жизни, наконец, окончательно отсутствует в них религиозная глубина. Характерно уже то, что братья Бегам и Пенч в молодые годы подверглись остракизму из родного Нюрнберга за исповедание чересчур свободных мыслей и совершенное отрицание мистического смысла евангельского учения1. Но и у остальных мастеров этого круга мы не найдем "горячих задушевных слов". Главная их задача состоит в том, чтобы показать - насколько свободно они владеют новыми формами, как умело пользуются человеческой фигурой, которую они охотно изображают совершенно нагой2. Когда, вслед за Дюрером, Kleinmeister'ы принимаются за бытовые сюжеты и рисуют крестьянские пирушки, ярмарки и балы, они облекают эти изображения, взятые из действительности, в такую изящную и опрятную форму, что и в них не находишь подлинного отражения жизни, - любуясь этими чарующими гравюрами, им не совсем веришь.
Понятно поэтому, что лучшее из созданного Kleinmeister'aми, в смысле гравюр, - это серии орнаментальных листов. Особенно прекрасны в этом отношении работы обоих Бегамов, Альдегревера, Фогтхера3 и Петера Флетнера4. Творение последнего мастера почти целиком посвящено орнаментам, архитектуре и мебельному делу, и каждый лист его образцов - настоящая музыка легких, стройных форм. Да и граверное творение Альдегревера, усиленно подражавшего Лукасу Лейденскому, носит сплошь орнаментальный характер - будь то действительно рисунки для золотых дел мастеров или костюмные серии, или даже композиции на библейские сюжеты.
О живописных достоинствах всей данной группы художников мы лучше всего можем судить по портретам. К шедеврам мировой живописи принадлежат такие произведения, как портреты герцога Филиппа (1534 г.) в Шлейсгейме и курфюрста Отто Гейнриха (1535 г.) в Аугсбурге работы Б. Бегама, как портреты Пенча в Карлсруэ (золотых дел мастера, 1545 г.), в Берлинском музее (супругов Шветцер) и в Нюрнбергском музее (Зебальда Ширмера); как портрет юноши на фоне прекрасной панорамы в Лихтенштейнской галерее работы Альдегревера, и другой портрет того же мастера в Касселе, наконец, портреты Милиха в Мюнхенской и Венской галереях, а также прекрасный портрет у князя Лихтенштейна. Но и несколько картин этих художников заслуживают внимания в общей истории искусства; сюда относятся: все переливающееся и сияющее красками "Нахождение Св. Креста" Бартеля Бегами (1530 г., в Мюнхенской Пинакотеке) и расписная столовая доска Ганса Зебальда Бегама с сюжетами из "Истории Давида", в Лувре.
К представителям немецкого возрождения принадлежат еще три живописца, из которых один, Амбергер работал на юге, главным образом в Аутсбурге, другие два - Бруин и Вензам - на севере, в непосредственном соседстве с Нидерландами. В творчестве Амбергера более всего обнаружились венецианские влияния. Иные произведения мастера так роскошны по формам и блестящи по краскам, что при взгляде на них - воспоминание о пребывании Париса Бордоне и Тициана в городе Футгеров возникает само собой. Широким кругам Амбергер известен как портретист, однако и картины мастера, хранящиеся в музее и в церквях Аугсбурга, рисуют его нам как художника, освободившегося от всякого "провинциализма". К сожалению, не сохранилось стенной живописи Амбергера, в которой, без всякого сомнения, итальянские влияния сказывались еще с большей очевидностью, нежели в его станковых картинах5.
1 Мы уже упомянули, что самый ярый из этих скептиков, Бартель, поступил затем на службу к верному защитнику католической церкви - к герцогу баварскому Лудвигу. Позже, под влиянием итальянского искусства, в творчество Бегама начинает проникать живительная струя религиозности. Ее мы уже находим в картине Пинакотеки "Нахождение Св. Креста".
2 К шедеврам Бартеля Бегама принадлежит узкая фризообразная гравюра с изображением битвы каких-то атлетов или "диких" людей. Забавную битву таких же нагих лесных обитателей с крестьянами публиковал в 1522 г. и базельский резчик на дереве (обычный гравёр Гольбейна) Ганс Лютценбургер с оригинала неизвестного монограммиста Н. N.. Нагие фигуры встречаются, кроме того, на бесчисленных гравюрах обоих Бегамов и Пенча. В фигурах массивных нагих женщин Пенч тщетно старался передать "здоровый идеал" Рафаэля.
3 Heinrich Vogtherr родился около 1490 г. в Страсбурге, умер после 1539 г. Из изданий его заслуживают внимания "Kunsterbuch" 1537 г., "Loosbuch" 1539 г. и иллюстрации к евангелию (1527).
4 Peter Flцtner - нюрнбергский скульптор и гравер на дереве, скончался 23 октября 1546 г.
5 Ни день рождения, ни родина Christoph'a Amberger'a не известны; мастером он становится в 1530 г. в Аугсбурге, и это позволяет отнести его появление на свет приблизительно к 1500 г. Умер художник между ноябрем 1560 г. и октябрем 1561 г. в Аугсбурге. Из картин его упомянем большой алтарь в соборе (1554 г.) и "Явление Христа Магдалине" в церкви св. Анны (1560 г.).
Петербургские типы (Н. Щедровский) | Бурлаки на волге (И.Е. Репин, 1870-73) | Бурлаки на Волге (Репин И.Е., 1870—1873) |