Новые порядки Адриана VI
И внешние события сыграли свою пагубную роль в смысле ускорения упадка художественной жизни в Риме. Еще до 1527 года - до знаменитого погрома Рима ландскнехтами-протестантами коннетабля Бурбонского - наступили здесь "сумерки искусства".
Нидерландец, папа Адриан VI ввел новые порядки, принял ряд мер к пресечению роскоши при папском дворе и снова превратил Ватикан из Цитеры в монастырь. Очень скоро также стали сказываться бедственные для папских финансов последствия религиозных "бунтов", которые вспыхнули по ту сторону Альп и постепенно перешли в настоящую церковную революцию. Остановились, между прочим, работы по сооружение нового собора св. Петра, по восстановлению древнего Рима и по украшению папских чертогов. Когда же в состоянии этого "недомогания" Рим в 1527 году понес еще ужасающий позор осады и разгрома, когда "еретики" устроили невиданную по цинизму оргию на улицах и площадях, в храмах и обителях "Нового Вавилона", все покрыли грязью, над всем совершили чудовищные кощунства, пустив по миру зажиточных и заставив дрожать самых стойких, когда вдруг оказалось, что нет у папского правительства ни сил, ни денег, ни авторитета, - тогда искусство Рима, видавшее столь быстрый расцвет, вдруг очутилось в состоянии агонии.
В 1533 году, шесть лет после этого "нашествия варваров", стареющий Микель Анджело принимается за свой "Страшный суд", он же сочиняет купол, достойным образом увенчавший San Pietro. Но лишь он один, в полном одиночестве, мог положить эти два замковых камня римского Ренессанса. Город пап должен был еще увидать возникновение немалого количества знаменитых художественных произведений, но ни одно из них не дает иллюзии продления "золотого века", ни одно из них не обвеяно тем здоровым и грандиозным творческим духом, которым были полны первые двадцать лет XVI века.
Городские ворота (И. Брейгель-Старший, 1561 г.) | Зима (И. Брейгель-Старший) | Осень (И. Брейгель-Старший) |