Ганс Гольбейн-Младший

Мадонна Якоба Мейера (Ганс Гольбейн-Младший) В деталях архитектуры и костюмов, в типах и жестах действующих лиц на его картинах следующего периода видны несомненные отражения того, что он изучал жадными и восприимчивыми глазами молодости1.

К сожалению, до нас не дошли главные произведения Ганса Гольбейна-Младшего, относящиеся к этому времени, те самые, в которых немецкий мастер выказал себя всецело охваченным новыми веяниями: погибли фасадные фрески, украшавшие "Дом Танца" в Базеле, и погибли фрески с сюжетами из античной истории, которыми Гольбейн покрыл стены зала в базельской ратуше; но почти полное представление об этих работах и об их значении мы можем получить благодаря тому, что сохранились как эскизы самого мастера, так и ряд копий, сделанных еще в то время, когда эта стенная живопись была в целости.

Глядя на рисунки Гольбейна к фасадам "Дома Танца", возникает предположение, что мастер посетил не только Ломбардию, но и Венецию, и там на него должны были произвести сильнейшее впечатление фрески Джорджоне и Тициана на Fondaco del Tedeschi. Это те же колоннады, галереи, медальоны и всадники, о которых мы читаем в старинных описаниях одного из погибших чудес живописи ренессанса. Но возможно, что стенная декоровка Гольбейна была и плодом самостоятельных измышлений мастера, лишь навеянных тем, что он видел в городах приальпийской области, или еще тем, что он слышал в рассказах счастливцев, побывавших в городе дожей. Во всяком случае, бросаются в глаза, при изучении эскизов Гольбейна к фасадной росписи, совершенная свобода приемов композиции, безупречное знание юного художника перспективы и его владение всеми хитростями "новой хорошей манеры".

Ни Полидоро, ни Понтормо не удалось бы с большей виртуозностью играть ракурсами2; и сам Джорджоне едва ли разбил бы более удачно неправильный фасад средневекового дома, задавшись целью придать ему вид роскошнейшего палаццо в "античном вкусе". А как при этом сказывается жизненный интерес в германце! Это приобщение к новому и чужому эстетическому миру не заслонило от него окружающего быта. Самое свое название "Zum Tanz" дом получил благодаря тому, что среди всяких величественных "римских" деталей Гольбейн представил разнузданный пляс немецких крестьян и сумел их кургузые фигуры с жестами, прямо выхваченными из жизни, превратить в прекрасный орнамент, достойный встать рядом с любым "орнаментным хороводом" итальянских композиторов.

Росписью зала в ратуше Гольбейн был занят в два приема, и вот здесь особенно ясно сказалось его художественное развитие. Сначала им еще владеет какой-то пароксизм увлечения, и совладать с собой ему не удается вполне. Фрески на боковой стене, относившиеся к 1521 г., были затяжелены архитектурно-орнаментальными мотивами, мешавшими впечатлению от сюжетов, которым они должны были служить обрамлением. Сами герои древней истории были представлены в костюмах, современных Гольбейну. Напротив того, в фресках задней стены Гольбейн преодолел в себе остатки "варварского вкуса" и достиг той прекрасной меры, той ритмичности, той "хорошей манеры древних", к которым, в большинстве случаев тщетно, стремились и Дюрер, и Скорель, и Флорис.


Модель дома Zum Tanz (Ганс Гольбейн-Младший)1 Hans Holbein "Младший", сын Ганса Гольбейна "Старшего", родился в 1497 г. Дела старика Гольбейна не преуспевали, и это побудило братьев покинуть родительский дом и искать заработка в Базеле (около 1515 г.); там они поступают к Гербстеру, но уже в 1517 г. Амброзиус зачислен мастером, и в том же году Ганс, расписавший, за два года до того, интересную столовую доску для Ганса Бэра и исполнивший большое "Несение Креста" (Kunsthalle в Карлсруэ), получает приглашение в Люцерн - расписать фресками дом шультгейса Якоба фон Гертенштейна (работа длилась до 1519 г.); считается, что около этого же времени Ганс совершил путешествие в Ломбардию. В Базеле художник был занят работами для живописцев на стекле, портретами, а также иллюстрациями для издателей. Принят Ганс в базельскую гильдию 25 сентября 1519 г. Вероятно, летом 1520 г. исполнена известная нам лишь по эскизам и по старинным копиям роспись дома "Zum Tanz" в Базеле, и к этому же году нужно отнести исполнение большего алтаря, ныне в Базельском музее. В июне 1521 г. Ганс начинает роспись зала в ратуше, и к 1522 г. две стены ее покрыты фресками: в эти же годы им написан большой алтарь для Ганса Оберрида (части которого ныне хранятся в соборе Фрейбурга Бризгауского) и прекрасные "Мадонны" Золотурнского собора и Дармштадтского музея ("Мадонна бюргермейстера Якоба Мейера"). В 1523 г. Гольбейну удается написать портрет знаменитого Эразма Роттердамского, что имело для художника очень важные последствия, ибо, заручившись рекомендательным письмом знаменитого гуманиста к его другу Томасу Мору, Гольбейн в 1526 г. решается покинуть родину, где религиозные смуты очень вредили успешному течению художественной жизни, и ехать искать счастья в Англию (до этого мастер в 1524 г. совершил путешествие в Лион, который в то время был центром типографского дела во Франции). Оставив семью в Базеле (Ганс женился в начале двадцатых годов на вдове Ульриха Шмидта, Елизабете) и посетив по дороге, в Антверпене, Квентина Массейса, Гольбейн прибывает зимой 1526 г. в Лондон, где он находит радушный прием в доме лорда-канцлера, семью которого он изобразил в большом групповом портрете, к сожалению, в оригинале до нас не дошедшем. В августе 1528 г. Г. возвращается в Базель, покупает себе дом и заканчивает здесь в 1529 г. роспись зала ратуши; но продолжающиеся беспорядки заставляют его вторично искать заработка в Лондоне, где на сей раз его клиентами являются торговцы Ганзейского союза, центром жизни которых было немецкое подворье "Der Stahlhof". B 1533 г. декоровка "Штальгофа", по случаю торжественного въезда короля и Анны Болейн, обращает внимание Генриха VIII на Гольбейна, и с 1536 г. мастер носит официальное звание королевского живописца. Мастерская Гольбейна была расположена в самом Whitehall'e, и здесь же ряд комнат дворца были разукрашены им живописью, впоследствии, как и все прочие монументальные работы мастера, погибшей. Смерть (чума?) похитила великого художника в полном расцвете сил, осенью 1543 г.
2 Ракурсами sotto in su Гольбейн пользуется с огромным мастерством и в живописи органных створок Базельского мюнстера (ныне в музее).

Предыдущая глава

Следующая глава


Встреча (Мантенья)

Св. Иоанн на Патмос (Ганс Бургмайер)

Автопортрет (Репин И.Е., 1878)


Главная > Книги > История живописи всех времён и народов > Том 3 > Немецкая живопись в эпоху ренессанса > Семья Гольбейн > Ганс Гольбейн-Младший
Поиск на сайте   |  Карта сайта