Франческо Франчиа
Кому был обязан Коста переменой в своей живописи? Зная его дружбу с Франчией, зная очень цельное, до однообразия выдержанное искусство последнего, не остается сомнений, что именно Франчия сыграл в развитии Косты роль такого смягчающего влияния. Однако и Франчия не представляется истинным инициатором того, что мы называем "болонским стилем" конца XV-гo и начала XVI-гo века. Слишком много в нем черт, указывающих на впечатление, произведенное работами Перуджино и других умбрийцев. При этом почти все говорит за то, что мастер взялся за живопись довольно поздно.
Нам неизвестны работы Франчии до 1490-х годов (родился он в 1450 г. и был, следовательно, лет на шесть моложе Перуджино), но уже в первых его картинах, выдающих еще в некоторых чертах суровую выправку Падуи и Феррары (предполагают, что его первым наставником в живописи был черствый скварчионист Дзоппо), Франчия обнаруживает и несомненные особенности умбрийского характера. Перуджино мог бы подписаться под кусочком мягкого, тонущего в свете и испарениях пейзажа, что расстилается позади фигуры св. Стефана (галерея Боргезе в Риме), да и "падуанские" пещеры кажутся здесь не чем-либо суровым и мрачным, но, напротив того, сулят из-под своих тучных и мягких травяных покровов приют и отдохновение. К небу тянутся хрупкие, прозрачные деревца, вдали же синеет спокойное озеро, расположенное у подножия мягких холмов.
В ряде больших образов Мадонны, собранных из разных церквей в Болонской Пинакотеке, зависимость Франчии от Перуджино сказывается и в архитектурных деталях, портиках и перистилях, в которых мастер группирует свои персонажи. В то же время здесь особенно сильно сказывается и венецианское влияние.
Прекрасный, зеленый, более германский, нежели умбрийский, пейзаж с замком у озера, с колокольней, выглядывающей из-за рощи, с деревьями, уходящими под верхний край картины, составляет не только фон, но как бы самый смысл картины "Св. Георгий убивает дракона" в Римском музее Корсики1. Все линии имеют плавный, мягкий характер, а краски - теплый оттенок. Еще один шаг - и эта болонско-венецианская мягкость Франчии превратится в приторность феррарца Гарофало.
С 1500 г. Франчиа, достигнув пятидесятилетнего возраста, совершенно овладевает мастерством. Он находит окончательное выражение своему идеалу святости, он достигает и предельной яркости в красках; при этом он постепенно освобождается и от подражания Перуджино. Однако именно в пейзаже, прибавив к формуле Перуджино какое-то свое личное понимание шири, простора, приволья, он остается умбрийцем. Тесно группируются на первом плане действующие лица с их однообразными, застыло-умиленными выражениями, а позади них раскидываются панорамы на плодоносные долины, на сочные леса и горные цепи.
Особенно прекрасны пейзажи в картине Болонской Пинакотеки "Поклонение Младенцу", заказанной около 1500 г. одним из Бентивольо для церкви Мизерикордия (слева кулисой здесь служит руина о двух арках с коринфской колонной в простенке), в "Благовещении" галереи Бреры, где чарует тихое, прозрачное озеро среди рощи (на первом плане этой картины все еще портики и постройки, являющиеся отголосками Перуджино), в маленькой "Мадонне" Эрмитажа и в чудесной большой нашей "Мадонне на троне" 1500 года, наконец, в сказочном "Поклонении волхвов" Дрезденской галереи. Последняя картина считалась раньше произведением Перуджино, но одни высокие, вычурные белые горы, оцепляющие горизонт далеко позади озера, полей и голубых холмов, говорят о вкусе более изощренном в чисто живописном смысле.
В фресках Франчии, коими он украсил вместе с Костой упомянутый выше Ораториум св. Цецилии, близость болонского пейзажа с пейзажными фонами на фресках Сан Севере в Неаполе сказывается с особенной ясностью. Это та же свобода в трактовке деревьев, та же склонность к холмистым, покрытым зеленью мотивам.
В подобном характере, как фрески Косты и Франчии, исполнены и остальные стенные картины в этой церковке, писанные учениками обоих мастеров: Киадороло, Амико Аспертини и Тамароччи2. Особенно красив пейзаж с двумя соединяющимися реками на фреске "Цецилия перед префектом" работы Киадороло и полный весенней тишины зеленый, сельский вид во фреске "Венчание святых Валериана и Цецилии" того же мастера.
1 Прежняя атрибуция этой картины Эрколе ди Джулио Гранди теперь почти всеми оставлена.
2 Кроме названных мастеров, учениками Франчии являются: его сын Джакомо (1485-1557), его племянник Джулио и урбинский мастер Тимотео Вити, о котором мы станем говорить в связи с Рафаэлем. Близко к школе Франчии (и Перуджино) стоят Пеллегрино Мунари из Модены и Марко Мелони из Карпи, а также оба Аральди - Алессандро и Дзозафат.
Масленица в Петербурге. 1911 г. | Карнавал на Фонтанке. 1900-е г. | Третий пьяница. 1936 г. |