Декоративные ансамбли Пинтуриккио

Путешествие Энея Сильвио Пикколомини Из двух главных декоративных ансамблей Пинтуриккио - росписи комнат Александра VI в Ватикане и фресок в Сиенской Libreria - более изящно и тщательнее исполнен первый. Но и во втором цикле, относящемся к 1503-1509 годам, столько прелести, столько радости, что невозможно усмотреть в нем какого-либо упадка в творчестве мастера. Просто Пинтуриккио иначе понял каждую из возложенных на него задач. Там он украсил внутренние жилые покои владыки церкви, здесь он расписал "публичный зал", род памятного отдела, предназначенного служить монументом двум папам-сиенцам: заказчику (правившему лишь несколько дней) и, главным образом, его предку, знаменитому Энея Сильвио Пикколомини, вступившему на папский престол под именем Пия II. Важнейшие эпизоды из жизни последнего и рассказаны на фресках Либрерии.

Что касается "внутреннего содержания", то и эти фрески не отличаются от других произведений мастера. Столь же поверхностно, как и в отношении к религиозным темам, Пинтуриккио трактует на сей раз недавнее прошлое. Там обычные его типы должны представлять святых и пророков; здесь те же персонажи представляют светских лиц, из которых некоторые были еще живы в те дни, когда писались фрески. Те же костюмы, те же лица, жесты, вся осанка, то же всем одинаково присущее совершенно ребяческое "добронравие" и при этом всюду тот же праздничный дух.

Лишь одна из фресок выпадает из этого общего безмятежного настроения - это первая справа от окон. Над морем только что разразилась страшная гроза; черные тучи продолжают проливать вдали гонимые ветром потоки. Через эту густую массу просвечивают очертания отдаленного острова. От тучи к городу (Теламоне) протянулась радуга. Это очень смелая для времени задача, мало того - как будто единственный пример подобной смелости, если не считать "Потопа" Учелло, написанного 70 лет до того, и некоторых миниатюр. Но "серьезно" оценить все же трудно и эту фреску Пинтуриккио - слишком она исполнена легко и нескладно. Хороши тучи, небо, дождь, но город нарисован по-детски (как далеко отсюда до великолепных изображений городов у нидерландцев, венецианцев или у Перуджино), а первый план совершенно не связан со вторым, и, вследствие этого, картине недостает органической целостности.

В других сюжетах сиенского цикла "постановочные" задачи Пинтуриккио более шаблонны. Первый план то занят аркадами, то площадью, то комнатой, то внутренностью церкви (базилика Св. Петра), то зеленым холмом. За этими авансценами расстилаются "умбрийские" шаблонные долины или дворцы1. Зато заслуживает безусловного одобрения то мастерство, с которым объединены все картины Либрерии посредством архитектурных (писанных и лишь частью лепленных) аркад, искусно уводящих глаз в глубину каждой отдельной композиции, хотя и здесь примитивизм Пинтуриккио сказывается в том, что для каждого звена этих аркад взята особая точка схода и особая высота горизонта, вследствие чего при малейшем передвижении зрителя перспектива каждой картины становится неверной по отношению к соседним. Кроме того, иллюзии, которую как бы преследовал мастер, вредит чрезмерная ясность и отчетливость всего. Никакого намека на воздушную перспективу, на стушеванность задних планов. Все равномерно, ясно, цветисто. Опять-таки именно эта простодушная пестрота и сообщает залу совершенно исключительный, веселый, праздничный, приветливый характер, в котором навеки отразилась душевная ясность художника, его украсившего. Юный Рафаэль, помогавший, согласно свидетельству Вазари, одно время Пинтуриккио при этой росписи, должен был здесь запастись впечатлениями, отразившимися на всем его "ясном" творчестве.


1 Города и на этих сиенских фресках Пинтуриккио имеют немецкий облик.

Предыдущая глава

Следующий раздел


Юный живописец (Фирсов И.И.)

Темница (Дж. Б. Пиранези)

Христос и грешница (Поленов В.Д., 1887)


Главная > Книги > История живописи всех времён и народов > Том 2 > Пейзаж в тосканской и умбрийской живописи второй половины XV века > Пинтуриккио > Декоративные ансамбли Пинтуриккио
Поиск на сайте   |  Карта сайта