1-2-3-4-5

Далее одним из самых больных вопросов всюду является недостаточность охраны и жалкое состояние транспортных средств, столь необходимых при дальности расстояний парковых усадеб. Всюду благодаря недостатку охраны наблюдаются случаи порчи и искажения памятников, чаще всего происходящие от озорства, но немало случаев насчитывает каждый дворец и его сады и всякого рода хищений. Особенно симптоматичным является ограбление нашего драгоценнейшего памятника петровского времени Монплезира, среди бела дня лишившегося своих картин, и покража медных золоченых листов Золотой горы в Петергофе, что лишило красивую затею самого смысла ее наименования. Печально обстоит дело и со Стрельнинским дворцом, в котором ряд вандализмов совершила вселенная в нем школа, и со Знаменской дачей, и с дачей Лейхтенбергских под Петергофом, и с группой строений и садов, объединенных словом Бабигоны, и с некогда роскошным Ораниенбаумом. Какой минимум финансовой помощи был бы здесь необходим, могут сообщить люди, специально этот вопрос изучившие, я же удовлетворюсь только указанием на трагичность самого положения в целом. Всюду далее требуется ремонт по покраске зданий, перекрытие крыш и починка мебели и уборов. Совершенно ненормальным является и то, что в нескольких местах все еще сады и парки подчинены непосредственно управлению дворцов, а зависят от Агрономического института, склонного к ним относиться, как к экономическим угодьям и мало заботящегося об их декоративной и исторической сохранности. Но если бы даже сады и парки были всюду переданы управлению дворцов, то этим еще они не были бы спасены. Требуются для приведения их в порядок и для их поддержания очень и очень значительные средства. Между тем, что останется от прославленной во всем свете красоты этих мест, если они лишатся своих садов, если удастся спасти дворцы ценой полного запущения их садовых окружений?

Да еще вопрос, удастся ли и тогда спасти дворцы.

Резюмируя все сказанное, я позволяю себе выступить со следующими предложениями:

  1. Необходимо в ближайшее время перейти к организованной творческой деятельности во дворцах-музеях и положить предел их разобщенности как между собою, так и центральными музеями.
  2. Для этого следует приступить к фиксации в каждом дворце-музее вещей и целых ансамблей, не подлежащих отчуждению. Признаками такого закрепления за данным моментом должна служить их историческая связь с данным памятником по содержанию: а) специальное назначение предмета для данного места и всякое иное историческое обоснование его местонахождения; и б) незаменимость его в чисто декоративном смысле.
  3. До этого следует завершить отбор произведений искусства для центральных музеев по признаку мирового исторического значения их, выходящего за пределы местного. В чрезвычайных случаях допускается изъятие предметов незаменимых, но на местах оставляются точные копии и слепки их.
  4. Надлежит выработать положение, определяющее особые задачи каждого из дворцов-музеев согласно преобладающим характерным чертам его архитектуры и уже имеющимся налицо коллекциям.
  5. Для выработки такого положения и для самой операции согласованного перемещения предметов ввиду образования на местах особых собраний, выявляющих лицо каждого музея, а также для руководства всей дальнейшей объединенной жизнью дворцов-музеев при объединенных центральных музеях, образовывается особый орган, в который входят как представители заинтересованных учреждений, так и компетентные лица со стороны: историки, историки искусства, археологи, художники и техники.

1923 г.

1-2-3-4-5


I Императрица Елизавета Петровна изволит прогуливаться по знатным улицам Санкт-Петербург. 1904 г.

Гроза (Джорджоне)

Архангел Гавриил поражает Захарию немотой (Иванов А.А., конец 1840-х — 1857 гг.)


Главная > Статьи и воспоминания > Задачи охраны памятников искусства > Дворцы-музеи. > Дворцы-музеи.
Поиск на сайте   |  Карта сайта