Значение Орловского

Автопортрет в красном плаще (Орловский А.О.) В стороне будут лежать скромные этюды русского пейзажа, очень близкие к правде и взятые с той широтой взгляда, которою в старину отличались голландцы, и, наконец, его этюды домашнего скота — прекрасные материалы к тем скучным масляным картинам, опять-таки исполненным с громадным пониманием дела, с любовью и даже странной в Орловском выдержкой.

Нельзя сказать, чтоб Орловский оставил после себя школу. Разве только глухонемого Гампельна можно считать работавшим под влиянием его, когда он создал свою многоаршинную гравюру — ленту, изображающую все сложные перипетии Екатерингофского гулянья, изображающую это с удивительным искусством и даже некоторой поэзией (таковы сцена под деревьями или полные вечернего майского света сцены на мосту и у заставы).

Но если непосредственных последователей у него и не было, то, несомненно, его влияние выразилось впоследствии в работах П.П. Соколова, Сверчкова и других, и, таким образом, можно проследить его вплоть до нашего времени.

Не было же у него школы потому, что на него глядели как на чудака, фокусника, налепили ему не особенно важную в то время кличку русского Ваувермана и сейчас же после смерти забыли даже те, у кого были богатейшие собрания его рисунков и набросков, сваленных в одну кучу, в одни альбомы со всякими силуэтами, любительскими карикатурами и помарками заезжих шарлатанов.


Предыдущая глава

Следующий раздел


Германн у гроба графини. 1911 г.

Обмен фаворитками. 1902 г.

Портрет графа А.М. Дмитриева-Мамонова (М. Шибанов, 1787 г.)


Главная > Книги > Русская живопись в XIX веке > 3. О.А. Кипренский. В.А. Тропинин. А.О. Орловский > Значение Орловского
Поиск на сайте   |  Карта сайта