1-2

Финская выставка.

В неудачный момент открылась финская выставка. Сейчас положительно не до искусства, когда речь идет просто о жизни. Лежа на одре тяжкой болезни, можно еще, пожалуй, заботиться о том, чтобы закрепить, на случай печального исхода, свои драгоценности за наследниками, и таким образом и спасти драгоценности и осчастливить наследников. Но трудно, пребывая в муках и страданиях, самому наслаждаться.

А затем и самые вещи, присланные финнами, не настолько поразительны, чтобы в столь неудобный момент отвлечь к себе внимание широких кругов. Мы ожидали другого; не знаем — большего или лучшего, но во всяком случае другого. На обещанной нам финской выставке мы рассчитывали увидать главным образом корифеев финского искусства: Галлена, Халлонена, Энкеля, Зигберга, Вальгрена. Но их-то как раз на выставке не оказалось. Некоторые из этих превосходных художников самолично прибыли в Петербург и тем самым показали, что их воздержание от участия в выставке не имеет в основе какое-либо недоброжелательство. Но произведений своих они не могли дать, так как война застигла эти произведения разбросанными по выставкам в разных городах Европы и Америки, а собрать теперь что-либо через моря и проливы нет возможности. Выставка оказалась без корифеев, и это, разумеется, не послужило ее успеху.

И все же успеха она достойна. Получилась очень скромная, тихая, чуть-чуть слишком серая и тусклая выставка, но от первой до последней картины она являет подлинно художественный облик. Если выставка не производит ни в малейшей степени веселого впечатления и в целом от нее веет известной чисто финской угрюмостью, то все же, обозревая ее, получаешь художественное удовлетворение, нигде не нарушаемое диссонансами безвкусия или безграмотности. Есть и перед чем постоять, во что углубиться, чему тихо порадоваться. Хороший художник, вышедший из народа, познавший в детстве ужасы бродячего нищенства, Риссонен, бывший одно время учеником Репина. Его искусство имеет какую-то простонародную прелесть; оно немного наивно, с определенной склонностью к примитивизму и в то же время тонко и нежно. Он любит большие декоративные здания, тяжелые фигуры, очень просто нарисованные и очень просто расцвеченные. Он рубит свои формы и почти не признает сложной операции лепки. Но под этим чувствуется большое мастерство и уверенный вкус. В том же характере поиски упрощения Колина и Олиллы. Из французов они напоминают Мориса Дени хорошей (давно уже прошедшей) поры и еще более — малоизвестного русской публике Ипполита Фландрена. Париж вообще продолжает быть настоящим питомником в котором созревают финские таланты. Так, к Руо и к раннему Пикассо приближается Салинен; Вюйара и Боннара напоминают Зигберг, Эклунд, Макконен и Гран. Из других финнов, вероятно, кто помоложе напоминают Дерена, Брака, кто постарше стараются подходить к своей задаче на путях, указанных еще Ренуаром или пуантелистами.

Указание на “паризизм” новейших финнов отнюдь не должно подрывать доверия к искренности, чистоте и поэтичности их искусства. Несмотря на то, что многие среди них обучались своему мастерству на берегах Сены, финны сохранили самую тесную и сердечную связь со своей родиной. Без тени “национализма” (скорее известный “национализм” был присущ художникам предшествующего поколения) их искусство в полной мере обладает своеобразностью и чистосердечной народностью. С другой стороны, “паризизм” дал им прочную техническую основу и очистил их путь. Нужно признать при этом, что финское благоразумие удерживает их от каких-либо чрезмерных чудачеств, а привитая с пеленок культурность дает им возможность отлично разбираться в “столичном” творчестве. В финнах, при всей скромности их быта, нет того провинциализма, который, например, так режет глаз у современных немцев, у итальянцев и у нас.

Из отдельных картин я укажу на романтический этюд “Лошади” Колина и на его натюрморт “У окна”, на поэтическое, озаренное холодным финским солнцем “Прощание” Олиллы, на натюрморты Эклунда, Неллимарки и Грана...

30 апреля/13 мая 1917 г.

1-2


Святой Амвросий, окруженный другими святыми (Альвизе Виварини)

Ja tienen asiento (Гойя)

Игрушки. 1905 г.


Главная > Статьи и воспоминания > Современная художественная жизнь > Изобразительное искусство > Выставка финских художников. > Выставка финских художников.
Поиск на сайте   |  Карта сайта