Затем порадовал меня и бюстик. Да, этот милый шустрый мальчишка — я — увы, ныне согбенный, безволосый и очень усталый старец. — Лепил же меня “Женя” Лансере, т. е. Евгений Александрович Лансере, скульптор, тогда уже пользовавшийся исключительным успехом и года за полтора ставший моим зятем, женившись на моей сестре Катеньке. Ему было уже под тридцать, а мне всего пять с половиной. Живо помню самые сеансы, чтоб как-нибудь меня угомонить, они происходили после вечернего чая и тогда, когда я был раздет и уложен в свою кроватку. И все же бедный Женя не раз терял терпение из-за моей подвижности. Тем не менее, работа удалась вполне, и восковой бюст был мастерски отлит лучшим тогдашним литейщиком в России — Шопеном...
А вот где есть чем полюбоваться, чему поучиться, чем просветиться — так в художественном отделе Брюссельской Экспо. Сужу только по богато изданному каталогу (и по отзыву побывавших). Она — выставка — почти целиком предоставлена триумфу абстракции и всей близкой к тому ерунде.
Это форменный сумасшедший дом, ныне претендующий на некое святилище Аполлона. Только бы эта страшная зараза не перекинулась за пределы нашей родины (или она уже успела переболеть этим недугом еще в 1910 — 1920-х годах?). Пока, как будто, до этого далеко, и русский отдел, судя по каталогу, если и не блещет чем-либо гениальным — все же он единственный, на котором показаны вещи, могущие привлечь внимание (среди них и “Агония Гитлера” Кукрыниксов).
Куда это безумие устремляется, во что это обернется? Мне почему-то все более становится боязно за искусство славного прошлого. Безумцы овладевшие позициями (Венецианская Biennale такая же ерундовая, как вот эта Брюссельская выставка), так дела не оставят. Провозгласив Кандинского первой величиной, они естественно должны будут пойти дальше и провозгласить Рафаэля и Рембрандта за сущую дрянь, а оттуда один шаг до погрома музеев и до аутодафе произведений. Уже голоса, призывающие к тому, уже слышатся (а, например, весь XIX век после Делакруа объявлен омерзительной “mauvaise peinture”1)
1 Скверной живописью (французский).
Портрет А.Ф. Кокоринова (Д.Г. Левицкий, 1769 г.) | Владимир и Рогнеда (Лосенко А.П., 1770 г.) | Портрет П.А. Демидова (Д.Г. Левицкий, 1773 г.) |