...Вы снова спрашиваете меня о том... (как) представляется мне взаимоотношение русской и западной живописи. Ответить на это не так-то легко. Я отнюдь не принадлежу к тем, кто даже при известной положительной оценке смотрит на русское искусство как-то свысока. Но я и далек от какого-то исключительного поклонения ему. Вообще же во мне как-то укладываются самые, как будто, враждующие между собой симпатии. Это мне свойственно — это всегда было так, — это и легло в основу программы всего нашего “Мира искусства”. Отсюда возможность совмещения поклонения произведениям “мирового значения” и какого-то “нежного признания” весьма многих отечественных художников. В частности, я продолжаю быть благодарным Сурикову за те эмоции, которые я испытал перед его картинами. Однако я никак не могу согласиться с тем, чтобы, признавая мощь Сурикова, считать персонажи Менцеля “кукольными”. Хорош и поражает своей мощью Суриков, в его картинах и в самой “корявой” живописи его сказывается нечто стихийное. Но и от необъятного в своем разнообразии и столь всегда острого и столь всегда захватывающего художества Менцеля воет своего рода титанизмом. Творения Менцеля: картины, рисунки, гуаши, исторические иллюстрации и т. д. с первого же моего знакомства с ним (еще в конце 1880-х годов) остались для меня неисчерпаемым источником наслаждений. В нем живет подлинная вдохновенность, а это и есть то, что является самой сутью искусства. И нужды нет, что многое у Менцеля чисто по-немецки грубовато, plump (ведь и Кранах, и Балдуин, и сам Дюрер бывали “чисто по-немецки” безвкусны), все же это все проникнуто художественным трепетом. За редчайшими исключениями, Менцель никогда не бывал скучен, пуст...
Впрочем, comparaison n'est pas raison1, и лучше, для души спокойнее, не делать выбора, не отбрасывать одно в угоду другому, а совмещать все хорошее, все истинное и только опасаться лжи, притворства, всякого мудрствования лукавого … как раз этими лживыми потугами на гениальность изобилует наша эпоха и от этого становится все скучнее и скучнее жить на свете...
1 Сравнение — не доказательство (не довод). (Французская пословица).
Пейзаж с тремя нагими мальчиками (Александр Иванов) | Голова апостола Андрея (1830-40-е гг.) | Портрет госпожи Н.И. Петрункевич (Н.Н. Ге) |