9 — 10 марта 1951 г.


Обожаемый сыночек!!

Все эти недели я буквально живу Берлинской выставкой.

Даже свел на нее всю семью Агабабовых — до того хочется поделиться восторгом! Особенно меня волнуют следующие вещи (ничего общего между собой не имеющие!): 1) Дивное(небольшое) распятие Робера Кампена (более известного под прозвищем “Le Maitre de Flemalle”), 2) “Вывеска Жерсэна” Ватто, 3) “Эрот Победитель” Караваджо (Шильтян должен был бы специально приехать, чтоб им полюбоваться!), 4) Самый уютный из “Interieur”'oв Питера де Хооха, 5) “Двор фермы” (точнее уголок сада) Адриана в. д. Вельде. Готов еще и еще пойти (входная плата 120 фр., а если с дамами, то и больше), наслаждаться и питаться этими шедеврами. Картина Ватто — вершина искусства. Это сама правда, сияющийсвет, симфония красок и в то же время удивительная поэзия, какое-то вознесение обыденной житейской прозы в горние сферы сказки. Картину же Караваджо я знаю и люблю с детских лет, а в живописи я познакомился с ней в 1890 г., и она все также меня поражает и восхищает! Это тоже сама правда. Кажется, стоит протянуть руку и дотронешься до упругого, свежего, молодого и здорового тела лукавого мальчишки. Это действительно натурализм.

И в то же время, как всякое подлинноепроизведение искусства, — это нечто музыкально-волшебное. Какое счастье, что эти шедевры спасены (сухое дерево, тьфу, тьфу), тогда как (увы, увы!) нет больше сомнений, что погибли сотни других, и среди них “Пан” Луки Синьорелли, огромный алтарный образ Козимо Туры, картины Сандро, Гирландайо, Болдуина Грина, Гольбейна и т. д. Говорят, все они были сложены в особенном, непроницаемом бункере, а в него как раз и угодила бомба.

Вернуться к списку писем: По адресатам
По хронологии

Деталь картины Боярыня Морозова (В.И. Суриков)

Видение Савла (Микель Анджело)

Озеро Примель. Бретань. 1905 г.


Главная > Переписка > Н.А. Бенуа 1951 год.
Поиск на сайте   |  Карта сайта