Рафаэль - Волшебник-импровизатор

 Stanza della Segnatura в Ватикане (Рафаэль) Третья фреска в той же станце "della Segnatura" изображает Аполлона среди муз и поэтов. Сценариум здесь с первого взгляда может показаться ничтожным: фигуры размещены на пригорке, украшенном несколькими лавровыми деревьями, вот и все. Однако эта кажущаяся "бедность" есть, на самом деле, одно из величайших стилистических достижений Возрождения.

Прекрасны здесь типы, прекрасны позы и жесты, драпировки и нежный подбор красок. Однако что придает всему невозмутимо-тихое настроение, какую-то истинно небесную "прохладу"? Раз увидав фреску Рафаэля, способны ли мы представить себе святилище Аполлона иным, нежели изобразил его поэт-живописец? Лаврами пользовались уже все художники кватроченто, начиная с Беноццо, кончая Мантеньей, для придачи своим картинам приятности, не противоречащей строгому стилю.

Всех манила декоративная прелесть этих юношески стройных стволов и рисунок этих упругих и темных листьев. Но почему же роскошные, изобилующие деталями картины "прерафаэлитов" кажутся бедными рядом с окончательно упрощенной композицией Рафаэля? Почему те лавры кажутся неживыми, игрушечными рядом с этими? В чем именно заключена неоспоримая "божественность" рощи, изображенной Рафаэлем? Кто скажет, в чем вообще тайна, где "числа и меры" ритма Рафаэля?

Как передать словами то впечатление дивно-прозрачной песни и каких-то "стеклянных" серебристых звуков, которые доносятся из этой фрески, как и вообще из всего лучшего, что создано Рафаэлем? Одно только ясно, что эта музыкальность впечатления в данном случае зависит от скромного, прозрачного и абсолютно-прекрасного узора этих мистических деревьев, так естественно, так просто разместившихся по холму и слегка дрожащих в вершинном воздухе.

И в "Парнасе" Рафаэль представляется гениальным архитектором. Здесь нет ни одной архитектурной формы, и даже все сделано для того, чтобы перебить законодательницу архитектуры - симметрию. И, однако, под кажущейся асимметрией, под кажущейся непринужденностью всего на самом деле здесь царит ни с чем не сравнимое чувство меры. Божественность этой меры сказывается в том, что она свободна и естественна.

Ни над чем не насилуя, она все подчиняет одному неуловимому, непередаваемому словами стройному целому, легкому и устойчивому, логично обусловленному во всех своих частях и все же носящему характер какой-то волшебной импровизации, той непогрешимой импровизации, которая льется со струн бога музыки.

Предыдущая глава

Следующий раздел


Портрет императора Рудольфа II (Иоганн фон Ахен)

Сошествие Св. Духа (Греко)

Награда победителей (Йост Амман)


Главная > Книги > История живописи всех времён и народов > Том 2 > Живопись «Золотого века» в средней Италии > Рафаэль: эра успеха > Рафаэль - Волшебник-импровизатор
Поиск на сайте   |  Карта сайта