Влияние Джузеппе де Рибера

 Венера и Адонис (?) (Рибера) Рибера, покинувший отечество в очень юных годах, так, кажется, больше в него и не возвращался. В испанском же Неаполе он занял первенствующее место среди художников, и Доменикино решается даже представить его в виде какого-то жестокого главаря шайки «художников-монополистов», строивших всевозможные козни в целях недопущения к общественным заказам художников прочих итальянских областей1.

Тем не менее творчество Риберы не прошло даром и для Испании, а, напротив того, имело для нее огромное значение и, пожалуй, даже большее, чем для неаполитанской школы. То значение, которое обыкновенно приписывают Рибальте, будто бы привившему испанской живописи формулы натурализма, то значение, бесспорно, имела живопись Риберы, очень рано и в большом количестве доставшаяся на долю родины художника и производившая здесь огромное впечатление.

С другой стороны, пребывание Риберы в Италии, изучение им наравне с Караваджо великих классиков «золотого века» научили художника тому «ритму», той крепости композиции, той цельности исполнения, которые вообще лучше всего свидетельствуют о художественной зрелости. Натуралистические черты мы встречаем и у Греко, и у Тристана, и у Орренте, и у Руеласа, и особенно у Эрреры. Но у них эти черты не являются продуктом сознательной системы, — у всех этих превосходных мастеров очень много случайного. У Риберы все приведено в одно стройное целое. В нем натурализм празднует достижение своих «классических» высот, и тем самым уничтожаются всякие сомнения в его «праве на существование». Натурализм отныне может стать догмой и, как некая религия, получить своих ясновидцев и святых. Сурбаран, Леготе, Веласкес и даже Мурильо и Вальдес Леаль идут по следам Риберы.


1 Среди учеников Риберы мы встречаем следующих выдающихся художников: братьев Fracanzano — Francesco «Ciccio» (1612—1657, был женат на сестре Сальватора Розы — Джованне; главные работы в церкви S. Gregorio Armeno) и Cesare ( ум. в 1653 г.), а также Bartolo Passante, произведения которого сходят за работы его учителя. Косвенным образом (благодаря влиянию Фракансано) можно считать и Сальватора Розу принадлежащим к «школе Риберы»; Лука Джордано может быть причислен к той же группе, поскольку он выработал свою первую манеру на изучении произведений великого испанца; наконец, значительные черты сходства с Риберой (благодаря общему источнику — Караваджо) обнаруживает живопись Массимо Станционе, Андреа Ваккаро, Пачеко де Роза, Пьетро Новели, Маттиа Прети и многих других южно-итальянских мастеров.

Предыдущая глава

Следующий раздел


Петербург при Петре I-м (Е.Е. Лансере)

Хованщина (С.В. Малютин)

Креон (Л.С. Бакст)


Главная > Книги > История живописи всех времён и народов > Том 4 > Испанская живопись с XVI по XVII век > Джузеппе де Рибера > Влияние Джузеппе де Рибера
Поиск на сайте   |  Карта сайта