Виртуозные генуэзцы

Пир Клеопатры (Джованни Баттиста Тиеполо) Характерный "стиль XVIII века" в декоративной живописи открывают генуэзцы Доменико Пиола и Грегорио де Феррари, которые, в соединении с болонскими иллюзионистами-орнаментаторами Микеле Канцио, братьями Гафнер, Колонной и Виваини, покрыли плафоны дворцов и церквей Генуи очаровательными и легкомысленными апофеозами. Декоративное искусство жило и до них в Генуе довольно самобытной жизнью1.

Здесь протекла в XVI в. деятельность импровизатора Камбиазо, которого прозвали за его "скоропись" Ambidexter; в Генуе же работали: Лаццаро Тавароне2 Джулио Бензо3, Андреа Ансальдо4, Бернарде Кастелло5 и братья Карлоне6. Уже Камбиазо воспользовался иллюзионистским фокусом в своих фресках в San Lorenzo, а Кастелло и Бензо довели (особенно последний в своих перспективах в presbiteriume церкви Annunziata del Guastato) эти "трюки" до изумительного совершенства. Но все же такой наивной и "провинциальной" кажется живопись этих опытных мастеров рядом с тем пленительным devergondag`eeм, который вводится Пиолой и Деферрари. Да и по отношению к Кортоне и Джордано живопись этих генуэзцев означает "облегчение" и "освобождение".

Особенно виртуозным декоратором, легким и воздушным, был Пиола7, который почти за пятьдесят лет до Тиеполо нашел многие декоративные формулы, считающиеся "собственностью" последнего, и которому только недостаток красочности помешал занять положение, завоеванное великим венецианским мастером. Фотографии с произведений Пиолы рисуют его с более выгодной стороны, нежели сами его фрески и картины.

В масляной живописи он сух и черноват, во фресках он резок и при этом несколько слащав. Однако недостатки не должны скрывать от нас изумительные достоинства Пиолы: его чарующее веселье, его способность непринужденно разбрасывать группы тонких и изящных фигур, милый тип его действующих лиц, его умение связывать все посредством очень остроумно подстроенных декораций и реквизитов. Деферрари8 в масляных картинах более гибок в технике, более душист по краскам, но во фресках он уступает товарищу - он более удаляется в чистую орнаментальность и не обладает той способностью жить жизнью своих поверхностных и легкомысленных, но очаровательных героев, которая является еще одной чертой, сближающей искусство Пиолы с творчеством Тиеполо.


1 Знакомый нам Бачиччия был моложе Пиолы, и потому мы о нем в этом месте не говорим; к тому же Бачиччия юношей покинул Геную и пошел совершенно самостоятельным путем.
2 Lazzaro Tavarone родился в Генуе в 1556 г.; любимый ученик Камбиозо, произведения которого в Эскуриале им и докончены; с 1594 г. снова в Генуе; умер в 1641 г. Любопытны его исторические фрески в Palazzo Saluzzo и в Palazzo Adorno и его апсида в соборе San Lorenzo.
3 Giulio Benso, или Benson, родился в Генуе около 1601 г.; ученик Паджи; умер в 1668 г. Судя по Сопрани, Б. был и архитектором, что вполне подтверждают превосходные перспективные декорации, в которых он изобразил "Христа среди учеников" и "Сретение Господне" в церкви Annunziata.
4 Andrea Ansaldo родился в Вольтри, близ Генуи, в 1584 г.; ученик Орацио Камбиазо, завершивший свое образование на изучении Паоло Веронезо. Шедевром мастера является плафон "Взятие Богородицы на небо" в куполе Аннунциаты. Умер А. в 1638 г.
5 Bernardo Castello родился в Генуе в 1557 г.; ученик холодного ренессансиста Андреа Семини; большинство его прославленных в свое время, работ украшают церкви Генуи: S. Francesco, S. Siro и Cappucini; известны также его иллюстрации к Тассо; умер мастер в Генуе в 1629 г.
6 К генуэзской семье живописцев Карлоне (которую не нужно путать с комасками Карлони и Карлоне) принадлежат два сына скульптора Таддео: Джованни (1590-1630) и Джованни-Баттиста (1594-1680), а также сын последнего - Андреа (1639-1697). Шедевром братьев Карлоне является роспись сводов в Аннунциате и сияющая лазурью (реставрированная в 1760 г.) фреска в конхе San Siro.
7 Domenico Piola, брат и ученик рано погибшего от руки убийцы Пеллегро Пиолы (убит в 1640 г.), которого мы зачислили в группу "академиков", родился в Генуе в 1628 г.; после смерти брата Доменико поступил к Капеллино и вместе с Валерио Кастелло расписывал церковь S. Martha della Passione; одно время находился под влиянием Кастильоне, а затем - Кортоны. Из его декоративных работ особенного внимания заслуживают плафоны во дворце Бриньоле Сале (Palazzo Rosso), исполненные им в сотрудничестве с Андреа Карлоне, с Грегорио Деферрари (1644-1726) и с перспективистами братьями Гафнер и Микеле Канцио. Умер Пиола в Генуе в 1703 г. Из сыновей его пользуются известностью: Антонио-Мариа (1654-1715), Паольджироламо (1666-1724) и Джамбаттиста.
8 Gregorio de Ferrari или del Ferrari родился в Порто-Маурицио в 1644 г.; ученик Фиазеллы-Сардзаны, докончивший свое образование на изучении Корреджо в Парме; работал в Генуе, в Турине и в Марселе; умер в Генуе в 1726 г. Особенно богат плафонами Деферрари Palazzo Rosso.

Предыдущая глава

Следующая глава


Передача ключей святому Петру (Перуджино)

Из мира фантастичного. 1905 г.

За ним повсюду Всадник медный. 1916 г.


Главная > Книги > История живописи всех времён и народов > Том 3 > Итальянская живопись в XVII и XVIII веках > Декоративно-монументальная живопись > Виртуозные генуэзцы
Поиск на сайте   |  Карта сайта