Бартель Бруин. Антон Вензам

Портрет юноши (Кристоф Амбергер) Творчество Бартеля Бруина настолько полно черт, сближающих его с искусством нидерландцев, что некоторые историки прямо зачисляют мастера в нидерландскую школу1. Нужно, однако, заметить, что и с Гольбейном как раз Бруин имеет очень много общего. Если он и уступает придворному живописцу Генриха VIII в ясной характеристике изображенных лиц, если в нем вкус и не достиг той аристократической выдержки, которая является самой "душой" живописи Гольбейна, если в картинах Бруина декоративный элемент еще более преобладает над внутренним содержанием, - то в чисто техническом отношении живопись кельнского мастера выдерживает сравнение даже с шедеврами его современника.

Эмалевая плотность фактуры, изысканный подбор красок, нежнейшие оттенения, противопоставляемые с большим тактом полнозвучным тонам, все это отводит произведениям Бруина, и особенно его портретам, первые места в истории немецкого возрождения2.

Искусство Вензама, в общем, менее изысканно и более "провинциально"; коричневатый его колорит отличается тяжестью, а фигуры - какой-то неповоротливостью, напоминающей поздних "готиков"3. Но иногда этому очень неровному художнику удается так же близко подойти к формальным основам "новой манеры", как это мы видим у Гольбейна или Ломбарда.

В своей прекрасной картине собрания Clave von Bouhaben "Святая Родня" Вензам, оставаясь всецело на национальной почве, выстраивает композицию с редким пониманием ритма линии и равновесия масс; в фигуре распятого Христа (Кельнский музей) он соперничает с лучшими флорентийцами. То и другое тем более поражает, что в обоих случаях черты зрелости сплетаются с беспомощным схематизмом.

Не вполне свободны от схематизма и пейзажи на картинах Вензама, и той же чертой отличаются и пейзажи Бруина; тем не менее, их сочная живопись, их сине-зеленая гамма, действует чарующим образом, а по затее они приближаются к самым романтическим измышлениям Патенира и Скореля4.


1 Barthel Bruyn родился около 1493 г. в Кельне (по другим догадкам, в Нидерландах); в 1519 г. он один из представителей цеха живописцев; в 1550 и в 1553 гг. он член городского совета. Умер Б. в 1557 г. Вполне достоверными произведениями Бруина, кроме портретов, могут считаться лишь алтарные створки в Stiftskirche в Эссене (1522-1526 г.) и створки в Ксантенском соборе (1529-1526 гг.), тогда как другие картины, как-то: "Неверный Фома" в Мюнстерском музее, "Распятие" и "Pieta" в Мюнхене, и картины в Берлинском, Дрезденском и др. музеях, а также в церкви S. Andreas в Кельне - приписываются ему лишь по аналогии. Лучшие портреты Бруина (о них подробно во II-ой части) носят даты: 1525, 1535, 1537,1549 гг. Сыновья Бартеля, Арт и Бартель, были также выдающимися живописцами и городскими деятелями.
2 За исключением картин в Эссене и Ксантене, нельзя быть вполне уверенным в принадлежности Бруину всех приписываемых ему картин. Возможно также, что часть их принадлежит двум его сыновьям. Вообще "вопрос о Бруине" принадлежит к разряду тех неразрешимых энигм, с которыми мы уже встретились при обсуждении творчества "Мастера Смерти Марии", Скореля, Ломбарда и нескольких других нидерландских художников.
3 Anton Wцnsam, сын вормского живописца Яспера Вензама, переселившегося в Кельн и занимавшего там очень видное положение. Самостоятельную деятельность Антон обнаруживает уже в 1518 г. Умер художник в 1541 г. в Кельне.
4 Упомянем еще здесь несколько других немецких художников, принадлежащих к эпохе "золотого века", но не играющих столь же видных ролей, как только что названные. Сюда относятся: подражатель Альтдорфера Михаель Остендорфер (с 1519 г. значится мастером в Регенсбурге; умер в 1559 г.; шедевром мастера является большой алтарь 1553-1555 гг. в собрании Исторического Общества в Регенсбурге); зальцбургский художник Ганс Боксбергер, славившийся в свое время фасадными фресками (с 1542 по 1555 гг. им расписаны сценами охот и битв, а также библейскими сюжетами залы резиденции в Ландсгуте); цюрихский портретист Ганс Аспер (1499-1571 гг.) и глава семьи министерских живописцев - Лудгер Том-Ринг (1496-1547 гг.). Наконец, остаются неразгаданными ряд анонимов, среди которых заслуживают внимания - так называемый "Meister v. Frankfurt", упомянутый "Meister des Messkirchen Altars", а также автор прелестного "Суда Париса" в Лувре (ранняя работа Пенча?) и автор (инициалы "L. S.") портрета рыцаря в Базельской галерее.

Предыдущая глава

Следующий раздел


Анкор, еще анкор! (Федотов П.А., около 1851 г.)

Апполон и Дафна (Н. Пуссен)

Зал Катальной горы в Ораниенбауме. 1901 г.


Главная > Книги > История живописи всех времён и народов > Том 3 > Немецкая живопись в эпоху ренессанса > Kleinmeister > Бартель Бруин. Антон Вензам
Поиск на сайте   |  Карта сайта