Ян-Баптист Вэникс. Адам Пейнакер

Утро (Клас Берхем) Специальностью Вэникса были морские порты1; но в отличие от Клода Лоррена и от братьев Бот, которые вместе с Клодом помогли Вэниксу высмотреть нежнейшие оттенки неба и рефлексов на зданиях, он пишет не пейзажи с фигурами, а скорее фигуры с пейзажным фоном2.

Пышными группами, в которых еще сказываются кое-какие отголоски Бассано, составляет он всадников, левантских торговцев, роскошных синьоров, пришедших полюбоваться судами, разгружающих товары носильщиков и галерных каторжников, - словом, все те разнообразные фигуры, которые в старину придавали такую яркую и красивую жизненность Ливорно, Генуе и Неаполю.

При этом то, чего лишь добивались, в смысле передачи горячего южного освещения, и Миль и Асселейн, приобретает характер абсолютного совершенства под плавной и уверенной кистью Вэникса. Мастер принадлежит к лучшим рисовальщикам голландской школы, он широко и просто передает формы натуры3, отлично чувствуя красоту каждой из них; живописный темперамент всюду при этом берет у Вэникса верх над чисто пластическим, и он никогда не впадает в излишнюю отделку. Солнечные лучи смягчают контуры и планы, сложная система рефлексов окутывает все своей сияющей тканью. В этом отношении Вэникс нередко предвещает световые эффекты Тиеполо и означает крупный шаг вперед в сравнении с одним из самых чарующих мастеров итальянского сеиченто Кастильоне, которому, быть может, он многим обязан.

Порт (Ян Батист Вэникс) Из остальных "итальянских голландцев" особенного внимания заслуживают: Пейнакер, Бегейн, Ромейн, Лингельбах, Роос, Мушерон и Дус. Адам Пейнакер4, едва ли не самый блестящий красочник из этой группы, преимущественно писал пейзажи, и особенно ему удавались эффекты позднего вечера, когда рыхлые облака громоздятся на фоне золотой зари, а под ними темной, но и прозрачной массой вырисовываются рощи и живописные крестьянские постройки.

Изредка, впрочем, Пейнакер писал и фигурные сюжеты и тогда доказывал, что он смело мог бы выступить соперником Вэникса: его эрмитажный "Вечер", одна из самых совершенных картин этого типа, может выдержать сравнение с лучшими произведениями величайшего "знатока солнечной уютности" - Питера де Гооха, который, вспомним попутно, как раз был учеником одного из "итальянизирующих" - Берхема. Бегейн, Ромейн и Дус более шаблонны, нежели предыдущие художники, но какие это все же мастера техники, какие моментами прелестные поэты, и какое знание животного мира обнаруживает каждая их картина.

Опять-таки эрмитажные картины рисуют их с наилучшей стороны и прямо ставят на одну ступень с Берхемом, хотя несомненно, что последний вообще превосходит их, обладая большей фантазией, лучшим знанием своего объекта и более тонкой красочностью5.


1 Эту же специальность избрал себе и другой искусный голландский живописец - Thomas Wyck (Гарлем, 1616-1677 гг.), писавший, однако, кроме итальянских сюжетов, и бытовые картины из голландской жизни; особенно излюбленной его темой было изображение алхимика среди своей лаборатории, видимо, навеянное аналогичными картинами Рембрандта. Существует и большая ведута Лондона, написанная им до "великого пожара" (Burlington House).
2 Jan Baptist, или Giovanni Battista Weenix, прозванный "Ratel", сын известного в свое время архитектора, родился в Амстердаме в 1621 г. (или несколько раньше); ученик Яна Микера, Абр. Блумарта в Утрехте и Н. Муйарта в Амстердаме; в 1638 г. женится на дочери пейзажиста Г. д`Гондекоутера; в марте 1642 г. отправляется в Италию, где в продолжение нескольких лет работает для кардинала Памфили (с 1644 г. папы Иннокентия X); в 1647 г. В. возвращается в Амстердам; с 1649 г. работает в Утрехте; с 1657 г. удаляется в свое поместье Huis ten Меу, близ этого города; по Гоубракену, В. умер в 1660 г. (во всяком случае, в 1664 г. его уже не было в живых). Среди учеников Вэникса мы встречаем: Берхема (который был одних с ним лет и которого Гоубракен называет его двоюродным братом), знаменитого живописца птиц - Мельхиора д`Гондекоутера и собственного сына - Яна, специалиста по изображению битой дичи (особенно зайцев). Два рисунка Я. Б. Вэникса имеются в венской Альбертине; лучшие картины мастера в петербургской Академии Художеств (две картины с довольно крупными фигурами), в Эрмитаже, в Антверпене, Базеле, Мюнхене ("Отдых на прогулке" и "Точильщик"), Берлине ("Эрминия у поселян"), Брауншвейге ("Концерт"), Будапеште ("Руина"), Лувре, Франкфурте, Дрездене ("Иаков и Исав"), Праге, Роттердаме ("Сон Товия"), Шверине, Вене (в Музее и в Академии). Прекрасны и офорты Вэникса.
3 По сравнению с ним, даже Берхем кажется несколько дряблым и "иллюстративным".
4 Adam Pynaker, или Pynacker, родился в Пейнакере, близ Дельфта, 13 февраля 1622 г.; в Италии он провел три года; с 1649 г. жил в Дельфте, с 1658 г. - в Схидаме, а затем в Амстердаме, где специальностью его стало изготовление декоративных стенных картин; умер П. в Амстердаме 28 марта 1673 г. Учениками его были Верхок и даровитый Я. Сонье (Jan Grabrielsz Sonje, 1623-1707 гг.). Лучшие картины П. - в Эрмитаже, Амстердаме, Берлине (1684 г.), Лувре, Стокгольме, Мюнхене.
5 Willem Romeyn, или Romyn, родился в Гарлеме около 1624 г., умер после 1693 г.; ученик Берхема (1642 г.) и Кареля Дюжардена; с 1646 г. зачислен мастером в гарлемскую гильдию; в 1659 г. - ее старшина; вероятно, в середине 1650-х годов посетил Италию. Лучшие произведения - в Эрмитаже, Амстердаме, Мюнхене, Лувре; среди рисунков особенно интересен находящийся в венской Альбертине; он помечен 1655 г. и. изображает триумфальную арку в Риме. - Abraham Cornelisz Begeijn, или Begyn, родился в Лейдене около 1630 г. ( 1637 г.), умер в Берлине 11 июня 1697 г.; с 1655 по 1667 г. числится в лейденской гильдии, но между этими же годами им совершено путешествие по Италии и Франции; в 1672 г. мастер в Амстердаме, в 1681 г. - в Гааге; в 1688 г. приглашен ко двору бранденбургского курфюрста; в 1696 г. совершает путешествие по немецким городам, с поручением зарисовать виды для написания затем по этим этюдам картин (Б. считался превосходным знатоком архитектуры). Из произведений Бегейна особенного внимания заслуживают картины в Эрмитаже, Лувре, Копенгагене, Амстердаме (военные сцены), Брюсселе ("Неаполитанский берег", 1659 г.), Гааге ("Каменоломни"); шпалеры Гогенцоллернского музея в Берлине тканы по картинам Бегейна. - Картины, носящие подпись "В. G. F.", часто принимаются за произведения Бегейна, тогда как они принадлежат юношеской поре очень искусного мастера Барента Граата (1628-1709 гг.), учителя Иос. Г. Рооса (обыкновенно картины Граата изображают голландские сюжеты, и мы поэтому будем еще иметь случай говорить о нем). - Jacob van der Does родился в Амстердаме 4 марта 1623 г.; ученик Н. Муйарта; много путешествовал но Франции и Италии (одно время нужда заставила Дуса поступить в папское войско); по возвращении (до 1650 г.) жил в Гааге (в 1656 г. один из основателей корпорации); после смерти жены в 1661 г. бросил живопись и поступил писарем в амстердамский Sloten, однако общение с Карелем Дюжарденом снова побудило мастера заняться искусством; умер Д. 17 ноября 1673 г. в Амстердаме. - Специализировавшийся также на живописи животных Симон ван дер Дус (1653-1717 гг.) был сыном и учеником Якоба. Картины отца Д. находятся в Эрмитаже (1658 и 1659 гг.), в Копенгагене (1668 г.), Карлсруэ (1663 г.), Брюсселе (1655 г.), Штутгарте (животные в натуральную величину, 1651 г.). О друге Дуса, Кареле Дюжардене (1622-1678 г.), одном из лучших "итало-голландцев", мы будем говорить в другом месте, ввиду того значения, которое он имеет среди "национальных" художников.

Предыдущая глава

Следующая глава


Вид на Биржу от Петро-Павловской Крепости (С.Ф. Щедрин, 1810)

На жатве. Лето (А.Г. Венецианов, середина 1820-х гг.)

Маскарад при Людовике XIV. 1898 г.


Главная > Книги > История живописи всех времён и народов > Том 3 > Итальянская живопись в XVII и XVIII веках > Новая эра в натурализме > Ян-Баптист Вэникс. Адам Пейнакер
Поиск на сайте   |  Карта сайта