Венецианские краски Бартоломео
Однако вскоре мастер решается на более смелую трактовку "декорации" и постепенно достигает большой свободы в этой области. Отметим, в виде примеров, что верхняя часть портика на "Рождестве" 1500 г. (Уффици) уходит за раму, что в "Обручении" не видно антаблемента над нишей (Венский музей), что на "Благовещении" (собор в Вольтерре) не видно потолка прекрасной комнаты Марии, а на первой разрешенной приором картине (1504-1507) "Видение св. Бернарда" (Флорентийская Академия) боковые кулисы почти скрыты, и сцена не содержит всех тех "лишних" подробностей, которыми наделили тот же сюжет художники предыдущего поколения, например, Перуджино и Филиппино Липпи1.
В 1508 году фра Бартоломео совершает поездку в Венецию. Там в эту пору творчество Джорджоне и Тициана находилось в полном расцвете, и даже старик Джамбеллино со всеми близкими к нему был охвачен новыми веяниями. Обыкновенно и стараются подчеркнуть то благотворное влияние, которому фра Бартоломео подвергся в городе св. Марка, и с этого момента отмечают новую эру в его творчестве. На самом же деле фра Бартоломео явился в Венецию уже вполне зрелым художником, которому не у кого и нечему было учиться, и вывез он оттуда лишь несколько более сочное владение красками и кое-какие внешние приемы композиции, как, например, склонность помещать центральные фигуры образов на пьедестал и ставить в виде фоновой декорации архитектурные массы с круглящейся посреди конхой. В остальном он остался тем же строгим и печальным флорентийцем, и лучшим доказательством того, сколь малое значение по существу имела для него эта поездка, служит то, что пейзаж у него почти исчезает вовсе или появляется лишь в виде небольших кусочков, видимых в промежутках между фигурами первого плана2.
Особенно типичным для фра Бартоломео, для его отношения к миру, к природе является одна деталь на знаменитом образе "Воскресшего Спасителя" в галерее Питти (1516 г.)3. Колоссальные не столько по размерам, сколько по стилю фигуры Христа и апостолов выделяются на фоне "венецианской" ниши, которой фра Бартоломео придал чисто-тосканский характер и какую-то унылую монастырскую строгость4. У ног Salvator'a Mundi двое ангелочков держат зеркало, в котором отражается "спасенный мир", т.е. греховная наша земля. Какой бы занятной, прельстительной, пестрой, обильной всякими подробностями представили бы землю кватрочентисты: Пизанелло, Гоццоли, Гирландайо. Напротив того, фра Бартоломео рисует нам с поразительной широтой приема нечто совершенно пустынное, унылое, не Фиваиду падуанцев, а коричневато-зеленые, поросшие травой и кустами холмы, теряющиеся нескончаемыми рядами в голубоватой дали. Один этот пейзаж, эта "юдоль печали", говорит о совершившейся перемене в культуре. Отлетела от тосканского искусства радость жизни в тот самый момент, когда после долгих поисков художники Флоренции нашли все способы полностью ее передавать. На мастерстве же, лишенном отрады, мог вырасти один лишь маньеризм.
1 Необходимо обратить внимание и на другие особенности "скучных", холодных, но в полном смысле слова прекрасных картин фра Бартоломео этого периода. В "Рождестве" мы находим еще умбрийско-нидерландский характер пейзажа. Фон позади перуджиновского деревца - совершенный Мемлинк (но только не в тоне). В вольтеррском "Благовещении" архитектура комнаты Богоматери с ее пилястрами и ее барельефом ("Жертвоприношение Авраама") над дверью в сад и прекрасный кватрочентистский пейзаж представляют собой какой-то предел грации и ритма; безупречна при этом перспектива (строго фасовая точка зрения облегчила задачу) и умелое пользование светотенью (определенные падающие слева направо тени). В "Видении св. Бернарда" замечательно выражен простор; город в фоне настолько отодвинут вдаль, что фра Бартоломео мог себе позволить его передать почти импрессионистически, уже без выписывания каждого отдельного предмета.
2 Надо при этом отметить, что эти кусочки свидетельствуют о большом чувстве красоты у фра Бартоломео. Так, восхитительный мотив использован им для фона позади фигур Магдалины и Екатерины Сиенской в торжественном образе Луккской галереи (1509 г.), и, вглядываясь в него, приходит на ум сравнение с пейзажами Джорджоне. Венецианским характером обладает и пейзаж, видимый в глубине безансонского образа "La Vierge en gloire", относящегося, вероятно, к 1512 г.
3 В 1514 г. фра Бартоломео совершил поездку в Рим, где он мог изучить только что оконченные произведения Буонарроти и Санти. В связь с этим путешествием стараются поставить появление "колоссального" стиля и в композициях мастера. Между тем, этой "колоссальностью" вполне обладают и такие произведения, как "Видение св. Бернар да", как помянутые образа в Лукке и в Безансоне и многое другое, и надо думать, что эта черта была в нем прирожденной и что начала она проявляться, как только художник достиг зрелости. Скорее можно считать, что ему многим обязан Рафаэль.
4 Надо заметить, что убранство капеллы, для которой предназначался образ, было чрезвычайно роскошным.
Германн у подъезда графини. 1911 г. | Аполлон и Дафна. 1908 г. | Племянница художника Надежда Леонтьевна и дочери Анна и Елена. В лодке. |