Вавилон-Ассирия-Персия

Голова лошади (барельеф) О живописи древнего Вавилона, Ассирии и Персии мы имеем лишь самое приблизительное понятие по нескольким осколкам майолик, найденных в развалинах Варки, Нимруда, Хорсабада, Вавилона, по цветным фризам из Сузы и, косвенно, по алебастровым барельефам из Ниневии (VIII-VII вв. до н.э.), украшавшим дворцы Ашшурнасирпала (884-860), Салманассара, Саргона, Санхериба и последнего ассирийского царя Ашшурбанипала (Сарданапала, 668-626 до н.э.)

Эти барельефы не что иное, как слегка выпуклые (сегодня однотонные, а некогда окрашенные) картины, в которых очень наглядно рассказана жизнь монархов: войны, охоты, казни пленников, приемы покоренных народов, пиры и проч.

По сравнению с египетскими барельефами и стенописью, эти ассирийские пластические летописи означают дальнейший шаг в смысл изучения жизни.

Особенно хороши встречающиеся и здесь звери.

Изображения львов и других хищников исполнены с живостью и точностью, вдохновившими в XIX в. Бари и Кэна.

Ассирийские придворные в саду АшурбанипалаПомимо передачи внешних образов и движений, замечаются здесь и очень удачные попытки выразить ярость, страдание от ран, предсмертные судороги.

Замечательно, что при этом на людских лицах не видно еще никаких эмоций, они остаются во всех случаях жизни (и торжествующие, и побежденные) одинаково ясными, строгими и величественными.

В пейзажных схемах Ассирия наиболее грамотна, нежели Египет.

Разумеется, что и им не известна перспектива, но все же некоторой иллюзии пространства им удается достичь, особенно в изображениях рек1.

Больше разнообразия и больше сочности форм встречается у Ассирии также и в передаче растительного царства, а также в изображениях замков, дворцов и городов. Горы же, наоборот, представлены в очень странной стилизации - покрытые правильной чешуей2.

Царь Ашурбанипал с царицей, пирующие в беседке Персидские барельефы выглядят омертвелыми, изнеженными слепками с ассирийской скульптуры.

Животные в Персии изображаются согласно ассирийским формулам, но более схематично и орнаментально. Орнаментами покрыты пожираемые львами быки, украшающие лестницу дворца Дария в Персеполисе.

В совершенные схемы превращены растения, особенно пальма, представленная в виде однообразных, скрывающих ствол наслоений "твердых" и "толстых" лепестков, начинающихся прямо с земли и кончающихся веерообразным мотивом.

Целый лес таких пальм украшает нижнюю часть упомянутой выше лестницы.


1 В Ассирии воды рек изображаются в виде вьющихся в горизонтальном (а не в вертикальном, как в Египте) направлении линий; море можно отличить по тому, что здесь завивающиеся линии расположены в беспорядке, с изображенными среди них типично морскими животными.
2 Ассирийские барельефы хранятся частью в Британском музее, частью в Лувре, частью в Берлине и других музеях.

Предыдущий раздел

Следующий раздел


Погребение святой Фины (Доменико Гирландайо)

Святой Иероним в своей келье (Доменико Гирландайо)

Тайная вечеря (Доменико Гирландайо)


Главная > Книги > История живописи всех времён и народов > Том 1 > Пейзаж в древности > Вавилон
Поиск на сайте   |  Карта сайта