Лоренцо ди Креди, Пьеро ди Козимо

Смерть Прокриды (Пьеро ди Козимо) Боттичини представляет патетическое начало в живописи флорентийского кватроченто, Филиппино - истерично-мечтательное, Лоренцо ди Креди, ученик Верроккио и соученик Леонардо, - флегматическое. Тихое, сонливое искусство Креди равномерно совершенно и лишено всякого искания, а потому и скучно. Теперь, когда мы лучше знаем прошлое, непонятно, как могли его методичные рисунки долгое время идти под именем "демонического" Винчи. Креди - прямой антипод Леонардо, и соединяет их лишь общая школа Верроккио, в которой, впрочем, роль настоящего учителя играет, как кажется, не столько сам глава мастерской, сколько Леонардо. Долго останавливаться на искусстве Креди не стоит. В нем много милых, трогательных черт, оно очень чистое, но оно и пустое искусство, годное разве только для аристократических молелен и для "дамских" монастырей1.

В "пейзаже" безжизненность Креди сказывается с особой ясностью. Внешне он не отставал и в этой области от своего великого товарища. Судя по "Мадоннам" собрания Л. Н. Бенуа и Эрмитажа2, Леонардо в 1470-х годах был занят проблемой (несомненно, проникшей в флорентийское искусство из Нидерландов) передачи освещения в закрытом помещении.

Благовещенье (Лоренцо ди Креди)Ту же задачу в более сложном виде ставит себе и Креди в своем "Благовещении" (Уффици) и решает ее с образцовым совершенством. Однако и от этого шедевра веет скукой. Между прочим, здесь очень характерен ландшафт, видимый в окнах "дворца" Марии, отлично передающий и свет, и глубину, но в трех своих отделениях не согласованный между собой. Даже горизонт и освещение в каждом из них не одинаковы. Сейчас видно, что Креди делал нечто такое, чего он не чувствовал и не понимал вполне3.

Два разных пейзажа стелются и в окнах позади прекрасной "Мадонны" Креди в галерее Боргезе: слева - нечто в роде пейзажей Вейдена4 (полноводная река между лугов, вдали голубые горы); справа - коричнево-бурые скалы в стиле феррарцев5. Прелестно прямо с натуры при этом написан стакан с букетом полевых цветов. Пейзаж в глубине застылой сцены "Поклонения волхвов" в Флорентийской Академии напоминает Перуджино, но схемы его здесь измельчены, раздроблены и лишены своей "души"6.

Наконец, смесь элементов, заимствованных Лоренцо Креди у Леонардо, у Перуджино и у нидерландцев, являет круглое "Поклонение Младенцу" в галерее Боргезе - картина, в некоторых своих частях разработанная с таким изощренным совершенством, что при взгляде на нее навязывается мысль о начатой и брошенной затем работе Винчи, которую довел до конца и при этом несколько обесцветил флегматичный Креди7.

Родившийся в 1462 г. Пьеро ди Козимо, ученик Козимо Росселли, - характерный рядом с Филиппино представитель настроения времени переходного от кватроченто к чинквеченто, от последнего "назревания" к первому расцвету, от весны к лету8.

Lorenzo di Credi, родившийся в 1459 г. в семье золотых дел мастера, был учеником Верроккио одновременно с Леонардо да Винчи; в 1485 г. Креди заведует мастерской учителя в отсутствие Верроккио; позже работает для двора Медичи и, наконец, подпадает под влияние Савонароллы ("parziale della seta di Frate Savonarolla") и умирает в полном одиночестве 12 января 1537 г.

Поклонение младенцу Христу (Пьеро ди Козимо)В нем странно сплетаются самые разнообразные элементы как латинского, "классического", так и германского, "готического", оттенка. Моментами Пьеро уже совсем близок к первым мастерам "золотого века", к фра Бартоломео9 и Рафаэлю, моментами он представляется запоздалым, неуклюжим архаиком. Формы его то отличаются гибкостью, то поражают какой-то одеревенелостью и застылостью. И настроение картин Пьеро то благочестиво-христианское, то чисто языческое. Все, что сообщает о его жизни Вазари, вяжется с этим представлением, получаемым от творений Пьеро. В "Жизнеописаниях" он изображен как величайший чудак, с оттенком даже какого-то безумия или юродства. Долгое время помнили флорентийцы устроенный им "маскарад смерти", сохранились предания и о других его выдумках и проделках.

Позже и Пьеро втянул в свой круговорот страшный Савонаролла, а кончил художник жизнь, забытый всеми, непонятным пережитком эпохи, которая в 1520-х годах должна бы казаться седой стариной.

В чем, в сущности, значение Пьеро ди Козимо? Темы и настроения у него близки к темам Боттичелли, Креди, Гирландайо; формы его в первой половине близятся более к двум последним, в последний период - к Филиппино и даже к Сарто. Но Пьеро отличается от других современных ему флорентийцев необычайной значительностью своих красок. И его можно назвать колористом только с оговоркой, ибо он не дает каких-либо стройных симфоний, как то делал Беллини, или, в самые дни Пьеро, стали делать Джорджоне и Тициан. Но он сумел похитить при изучении нидерландских картин секрет их глубоких светящихся колеров, их эмалевой плотной живописи, их "красочно выдержанной" светотени. Пьеро - "самый живописный" из живописцев Тосканы XV в., и этой своей особенностью он представляет исключение в школе, которая вообще скорее пренебрегала красками.


1 Креди принадлежит один из первых в итальянской живописи этюдов нагой женщины (Уффици), исполненный с большой точностью и усердием, однако, без малейшего оттенка чувственности.
2 Если даже "Литта" и не окончена Леонардо, то все же ее леонардовская основа несомненна.
3 Уже из-за одной затейливости и поэтичности пейзажного фона нельзя оставить за художником знаменитый женский портрет Лихтенштейнской галереи в Вене.
4 Пейзажи Креди имеют очень выраженный нидерландский оттенок и при этом больше всего напоминают именно "прохладный" светлый тон, безмятежность и какую-то схематическую нежность, присущие именно пейзажам Вейдена.
5 Не особенно согласованы и наивно разделенные каким-то столбом пейзажи в фоне прекрасной картинной галереи Кверини-Стампалия в Венеции "Поклонение Младенцу Христу".
6 Полон поэзии, впрочем, в этой картине газон с цветами на первом плане.
7 В позднейших произведениях Креди впадает в маньеризм. Его обе картины с сюжетом "Христос и Магдалина" можно прямо назвать "академичными" как за их фигуры, так и за пейзажи. Из двух вариантов, луврского и флорентийского (Уффици), несколько более жизненен последний.
8 Пьеро ди Лоренцо, сын золотых дел мастера, получил прозвище ди Козимо по имени своего учителя Козимо Росселли, которого он еще юношей сопровождал в Рим (1480-е годы). Пьеро родился в 1462 г. во Флоренции, умер там же в 1521 г.
9 Фра Бартоломео, один из начинателей "золотого века", был также учеником Козимо Росселли.

Предыдущий раздел

Следующая глава


Пьяные фавны (Б. Кастильоне)

Ной созывает зверей (Б. Кастильоне)

Соборование (Джузеппе Креспи)


Главная > Книги > История живописи всех времён и народов > Том 2 > Пейзаж в тосканской и умбрийской живописи второй половины XV века > В поисках нового
Поиск на сайте   |  Карта сайта