Фальшивая живопись

Плафон в галлерее палаццо Фарнезе (Аннибале Караччи) Снова должны мы обратиться к Италии, как к источнику тех живительных струй, которые в течение многих веков питали все искусство Европы. Однако, по принятому мнению, значение, которое мы придаем искусству "сеиченто" и "сеттеченто", может показаться преувеличенным. Обыкновенно считается, что все живое в итальянском искусстве кончается вместе с Тинторетто, что после него наступает леденящая тоска "болонского академизма", который прерывается лишь последней вспышкой венецианской школы в лице Тиеполо и Гварди. Но взгляд такой неверен в двух отношениях. Во-первых, не все в Италии XVII века исчерпывается "болонским академизмом", - кроме него, мы найдем целый ряд разнообразных течений и отдельных художественных явлений. Достаточно, если сейчас мы укажем на натурализм Караваджо, огромное значение которого далеко не оценено в надлежащей степени, на восхитительное творчество художников неаполитанской школы, достойных соперников боготворимых ныне испанцев, на генуэзцев, на венецианцев - преемников "золотого века" и предшественников Тиеполо, наконец, на таких отдельных первоклассных мастеров, как Фети, Маньяско, Джузеппе Креспи и Стефано делла Белла. С другой стороны, надо обладать настоящей слепотой, чтобы не видеть, насколько итальянская живопись и в XVII веке оставалась влиятельной, "задающей тон" для всей Европы. Ведь, в Италии воспитались Эльсгеймер и Хонтхорст, от которых по прямой линии происходит Рембрандт; ведь Пуссен и Клод наполовину итальянцы; ведь Веласкес и Рубенс отпрыски не только венецианцев XVI века, но и Караваджо; что же касается всей декоративной живописи, служившей таким превосходным подспорьем расцвету барочной архитектуры, то в ней выразилось не что иное, как развитие и применение тех принципов, которые были найдены братьями Караччи, Кортоной, Джордано и Тиеполо.

Совершенной несправедливостью отличается и внедрившееся за последние годы брезгливое отношение к самой болонской школе, не столько отвечающее каким-то видениям вкуса, сколько выражающее известное предубеждение. Разумеется, пока в угнетающей моде были болонские академики, заслонившие собой творчество так называемых примитивов, большим и острым наслаждением было снова "открывать" последних. Наивность Беато и Сандро казалась очаровательно свежей рядом с профессорской ученостью Гвидо и Доменикино; их яркие краски радовали глаз, утомленный "благородным полумраком", непосредственность их идей казалась целебной после того, что так долго все друг друга учили и никто из художников не решался подходить к задаче просто, свободно отдаваясь своему душевному влечению. Но сейчас можно наблюдать скорее обратное явление. Теперь мы уже почти пресытились очаровательными примитивами, которым отданы почетнейшие места в музеях и в коллекциях, и, наоборот, какую-то нежность мы снова способны чувствовать к заброшенным, к презренным, но столь красивым и умным "болонцам", которых старательно сваливали за последние годы в кладовые и на чердаки.

Одно, впрочем, неоспоримо. Действительно, "свежести восприятия" в итальянском искусстве XVII и XVIII веков стало заметно меньше, нежели в XV или XVI веках. И еще значительнее тот факт, что этой свежести у итальянцев бесконечно меньше, нежели в одновременном творчестве французов, испанцев и особенно нидерландцев, расколовшихся на две школы: голландскую и фламандскую. Проникая в самую сущность данного явления, окажется, что в итальянском искусстве и во всей итальянской культуре XVII и XVIII веков просто меньше того, что мы бы назвали "одухотворением жизни". Разбирая одни художественные явления безотносительно ко всей прочей культуре, омертвение итальянского искусства представляется загадочным. Ведь не в смысле мастерства или чувства красоты оскудели итальянцы, а в чем-то совершенно ином. Иначе представляется дело, если начать рассматривать всю духовную жизнь Италии XVII века в целом, и тогда искусство окажется лишь верным зеркалом, отражающим то, что представляло собой все состояние итальянского общества. В XVII и XVIII веках три четверти художественного творчества были посвящены церкви и религии, и, однако, именно теперь (приблизительно с середины XVI века) "церковная картина" становится синонимом чего-то фальшивого и жалкого. У антикваров в ходу презрительный термин "tableaux de saintetе"; под ним подразумевается "товар", хотя бы снабженный величайшими именами, однако, почему-то неходкий. Церковная картина нередко идет во сто раз дешевле, нежели какой-либо мифологический сюжет, бытовая сцена, пейзаж или портрет того же автора. Но ведь и все творчество как средних веков, так и расцвета ренессанса (а также значительная часть творчества Рембрандта) по сюжетам - такие же "tableaux de saintetе", что, однако, не мешает им пользоваться общей и энтузиастской симпатией и достигать на художественном рынке баснословных цен. Громадное большинство религиозных картин XVII века потому только "залеживающийся" и обреченный "в запас" контингента галерей товар, что в них нет абсолютно ни той стихийной религиозности, которой пропитано все творчество Византии, готики или "допетровской" России, в них нет и того личного молитвенного начала, которым полно творчество Рембрандта. Все в этих произведениях подчинено эстетической и церковной дисциплине, а порывы души подавлены строгой регламентацией чисто внешнего порядка.

Предыдущий раздел

Следующая глава


Видение святого Евстафия (Пизанелло)

А.М. Ремизов читает свои произведения на вечере 30 ноября 1907 года.

Портрет С.Н. Тройницкого, директор Эрмитажа. 1907 г.


Главная > Книги > История живописи всех времён и народов > Том 3 > Итальянская живопись в XVII и XVIII веках > Угасшее искусство
Поиск на сайте   |  Карта сайта