Таддео Цуккаро
Близость Таддео к Рафаэлю сказывается как в чувстве ритма, которым полны его наиболее продуманные композиции, так и в ясности его красок и в игривой фантазии его арабесок. Тем не менее, с трудом в огромной массе произведений мастера найдется несколько таких, которые жили бы собственной жизнью, которые могли бы представлять интерес не только как изящный убор стен, но и как отлившиеся в пластических образах мысли или эмоции. Творчество Таддео почти все - сплошь декоровка, изумляющая разнообразием и изобретательностью, но редко трогающая и по-настоящему радующая. Для упадочного, изверившегося, изолгавшегося римского общества середины XVI века, для напуганного, "насторожившегося" папства, для эпохи первых триумфов иезуитизма другого искусства и не было нужно. Все теперь жертвовалось для внешности; в искусстве видели средство, чтобы поражать роскошью и развлекать ум всяческой игрой; первое должно было наглядно выражать триумф церкви, только что пережившей тяжелый кризис, второе - один из излюбленных приемов контрреформации - служило тому, чтобы верные сыны церкви не углублялись в опасные религиозные размышления, не позволяли себе думать и чувствовать согласно личной совести.
В частности, что касается пейзажа, особенности творчества Цуккаро должны были фатально выразиться в отрицательном смысле. Он вообще избегал всего, что могло бы усложнить его живописную задачу. Чаще всего Таддео ограничивался поэтому одним нагромождением и плетением фигур в более или менее условных одеждах и доспехах, а в пейзажных фонах прибегал к общим схемам. Еще чаще пейзажные фоны писаны в его фресках чужой рукой - специалистами-нидерландцами, преимущественно гостившими в Италии. Однако и у этого, в высшей степени даровитого декадента проглядывает иногда чувство жизни (особенно это сказывается в световых эффектах, в которых он идет следом за Рафаэлем и Корреджо), и вот эти проблески могут служить показателем того, что маньеризм Таддео не был органически присущим художественной натуре мастера, но скорее являлся чем-то наносным и привитым всей культурою времени. Доказывают это и его рисунки и портреты, исполненные необычайно бодро, просто и с каким-то даже уклоном в сторону того, что несколько позже, под кистью Микель Анджело Караваджо, получило название натурализма1.
1 У Вазари, между прочим, мы находим описание картины Таддео, которая считается ныне утраченной, описание, напоминающее задачи Караваджо: "В это же время Таддео написал превосходного Христа..., который ныне находится у его брата Федериго...; эта картина получает свет от нескольких ангелов, которые, плача, обступают Его с факелами в руках".
Перенесение мощей св. Марка в Венецию (мозаика 13 века) | Св. Варвара (Ганс Гольбейн-Старший) | Мона Лиза Джоконда (Леонардо да Винчи) |