Сын своего времени
Перов был настоящим сыном своего времени. Человек с большим даром наблюдательности, пытливый, смелый, страстно преданный своему делу - он безусловно принадлежит к весьма крупным явлениям русской культуры, но его картины безотрадны как таковые; он красками писал повести, которые были бы гораздо ярче и понятнее в словесном изложении.
Его занимали не живописные темы, а рассказы, которые можно изобразить посредством живописи. Даже в Париже, куда он отправился пенсионером Академии, он совершенно упустил из внимания всю клокотавшую тогда бурю художественных течений, а в парижской жизни чуть ли не с первого дня приезда стал искать мотивы для таких же "содержательных" картин, какими он уже прославился на родине. Разумеется, из этого ничего не вышло, и, запутавшись в изучении чуждого для него мира, он с редкой прямотой и добросовестностью отказался от своей затеи и попросил разрешения вернуться на родину. В этом факте целая страница истории.
К сожалению, не для одного нашего искусства, но для всей нашей культуры лихорадочный подъем общественной жизни, последовавший после Крымской кампании и вступления на престол Александра II, слишком скоро успокоился на полумерах, на жестоком взаимном непонимании правительства и интеллигенции, на косной одичалости огромного большинства народа.
После нескольких "либеральных" годов, во время которых мы как будто начали догонять общую цивилизацию человечества, наступила мрачная реакция, и эта реакция самым плачевным образом отозвалась и на нашем искусстве: даже те скромные ростки какого-то своеобразного понимания задач искусства, которые у нас показались в произведениях Федотова и Перова, замерзли и завяли.
Перов, уехавший в 1864 году за границу после создания своих грубых, но приятных в своей резкости обличительных картин, вернулся на родину в такой момент, когда о продолжении подобной живописи нечего было и думать. Вследствие этого его искусство, а за ним и искусство массы других художников, осталось каким-то недоговоренным словом.
Быть может, наименее художественным, что сделано Перовым, были его первые картины, написанные им в период "великих реформ". Но в то же время эти его работы - "Приезд станового на следствие", "Проповедь в селе", "Чаепитие в Мытищах" и в особенности "Сельский крестный ход на Пасхе" принадлежат к наиболее ценному из того, что им сделано. В них недостатки живописи искупаются (подобно тому как в современной им картине Якоби "Привал") исторической характерностью и отважной прямолинейностью. Как произведения живописи - они плохи, как исторические документы - они бесценны.
В дальнейших произведениях Перова встречается, правда, не одна тонкая черта наблюдательности и трогательного внимания к жизни, но в общем они уступают первым его пробам.
От стиля Курбе Перов в них перешел к сентиментальной карикатуре в духе Кнауса, а так как живопись его при этом ничего не успела приобресть, то получилось в результате нечто скучное и безвкусное. В прежнем духе им исполнены лишь "Трапеза" и "Приезд гувернантки в купеческий дом", необычайно типичная картина, достойная лучших сцен Островского.
Последние картины, в которых Перов вдруг повернул к Брюллову и принялся изображать в громадных размерах исторические анекдоты, являются доселе загадкой и указывают, во всяком случае, на художественную некультурность мастера, на полную бестолковость в его взглядах. Желая уйти от "направленства", он не нашел иного выхода, как в банальный академизм.
Несмотря на все свои недостатки, Перов самая крупная фигура из всех художников времени Александра II. Но рядом с ним, и несколько лет после его смерти, работало немало любопытных мастеров, почти без исключения собранных П.М. Третьяковым в своей галерее. Одно обстоятельство сплотило часть этих художников и создало из них то ядро, которое впоследствии разрослось в Товарищество передвижных выставок. Это обстоятельство известно в истории под названием "отказа 13-ти конкурентов".
Голова апостола Андрея (1830-40-е гг.) | Портрет госпожи Н.И. Петрункевич (Н.Н. Ге) | Эскиз росписи Владимирского собора в Киеве (В.М. Васнецов) |