Судьба Шардена
Шардена называют живописцем буржуазии.
Это также требует оговорки. Мы впали бы в голый формализм, если бы оставили за ним значение «живописца третьего сословия» на том основании, что его картины изображают быт мелкой обывательской среды, к которой принадлежал и сам художник. Напротив, всякий, кто ближе знакомится с творчеством Шардена, должен поразиться заключенным в нем «аристократизмом».
Люди с очень простой культурой едва ли в состоянии понять то, чем Шарден отличается от близких к нему по сюжетам художников — от Декана, Кано, Дюмениля1, Жора, Леписье или еще от Лонги, от Ходовецкого, наконец, от большинства старых голландцев. Но, с другой стороны, если мы пожелаем вникнуть в вопрос глубже, то окажется, что, действительно, и духовный аристократизм Шардена был совершенно особого характера и, несомненно, что в образовании его участвовала вся длинная вереница его предков, вся культура парижского очага и все те условия быта, которые выковали гражданские («городские») понятия о чести, о долге, о человеческом достоинстве, о «правах человечества».
Эти же условия быта дали французскому tiers etat к концу века силу вступить в борьбу с пережитками феодализма и одарить Европу новыми священными идеалами.
Что же еще можно сказать о личности Шардена? Его ровная, трудолюбивая жизнь, омраченная на протяжении долгих лет смертями шести близких людей — отца, матери, первой жены, двух дочерей и единственного сына, — укладывается в двух словах.
Он был образцовым мужем, отцом, тружеником и товарищем. С трогательной заботливостью исполнял он в Академии обязанности казначея и устроителя выставок «Салона».
О самом способе его работы можно сказать, что он не был лишен известного оттенка ремесленной методы.
Шарден писал свои картины подобно тому, как рядом с ним соседи его и родственники (например, его родной отец) точили и клеили мебель, чеканили бронзу, выделывали своими волшебными руками те миллионы разнообразных предметов, за которыми теперь гоняются самые изощренные любители.
Об его художественном развитии тоже не приходится много говорить, ибо — как выступил он уже готовым, зрелым мастером, так и остался он им до самого последнего дня жизни, не обнаруживая нигде и ни в чем ни малейшего признака ослабления.
Разве только можно указать на чисто техническую перемену в его способе работать — с 1760-х гг. он пристрастился к пастели.
Впрочем, самое его искусство учит тому, что говорить о нем бесцельно, что оно нечто совершенно самодовлеющее и что смысл его исчерпывается его любованием.
Это именно чистая живопись — спокойное в сознании своей мощи утверждение, что для глаза настоящего, прирожденного живописца все на свете одинаково интересно и прекрасно.
1 Jean Baptiste Descamps родился в Дюнкерке в 1714 г. Первоначальное художественное образование получил в Антверпене, затем у Ларжильера в Париже. По дороге в Англию, куда он сопровождал ван Лоо, он остановился в Руане, где и протекла остальная его деятельность и где он открыл рисовальную школу, имевшую большой успех. Особенно прославился Д. своей пространной книгой «Vie des peintres flamands, allemands et hollandais». В бытность Людовика XV в Гавре, Д. были заказаны четыре большие композиции, изображающие празднества, устроенные в честь короля и известные по гравюрам Леба (оттиски этих гравюр в Академической библиотеке). Умер художник в Руане 30 июля 1791 г. К сожалению, о симпатичном Philippe Canot, авторе нескольких композиций, известных нам по гравюрам, среди которых особенно близки к тихой уютности Шардена «Le Gateau des Roys» и «La lecon de danse», ничего не известно. Нельзя даже быть вполне уверенным в том, что автор этих картин действительно брат гравёра Pierre Charles Canot, родившегося около 1710 г. и умершего в Англии в 1777 г. Pierre Louis Dumesnil родился в Париже в 1698 г. Состоял профессором и ректором Академии св. Луки, на выставках которой он и участвовал с 1751 по 1774 гг. Умер художник 23 июня 1781 г. В эту же группу нужно еще зачислить француза, жившего в Венеции, — Флиппара, о котором мы уже упоминали при нашем обсуждении творчества Лонги. О Жора и Лепи-сье см. примеч. 207 и 208.
Ораниенбаум. 1901 г. | Развод караула перед Зимним дворцом при Павле I. 1903 г. | Игрушки. 1905 г. |