Шпалеры и книжные иллюстрации
Мастерской Досси и, в значительной степени, обоим братьям обязаны своим происхождением серии тканных по их картонам шпалер феррарской мануфактуры, частью содержащих мифологические сюжеты, частью представляющих пейзажи и виды городов1. Некоторые из картонов Досси (или их мастерской) были посылаемы во Фландрию; шпалеры, по ним вытканные, объехали затем всю Европу, и всюду мы находим следы этих странствовании. Феррарским шпалерам подражают и итальянцы при дворе Франциска I; им подражают и нидерландские романисты вроде Мартина Гэмскерка, Мартина де-Воc, Вермейсна, им же подражают и немецкие декораторы при дворе Рудольфа II.
Совершенно изумительны фламандские шпалеры (тканные, как кажется, по картонам Баттисты Досси), рассказывающие миф о Вертумне и Помоне (королевский дворец в Мадриде). Вероятно, в таком же роде была роспись Досси в вилле Империале близ Пезаро, замененная вскоре после их смерти новой, исполненной Мендзоки и пейзажистом Мантовано. В садовых пейзажах серии "Вертумна и Помона" романтизм феррарской придворной школы получает новый, более веселый, иногда и нежно-буколический характер. Это не Феокрит, это и не Полициан или Лоренцо Медичи, а нечто совершенно специфическое, в одно и то же время и весело-непосредственное, как комедии Ариоста, и безумно роскошное, как те празднества, которые по всякому поводу задавали Альфонсо I и Эрколе II. Разряженные на "аркадийский лад" синьоры и дамы разыгрывают в тени затейливых боскетов любовные сцены, библейские или мифологические сюжеты переданы точно иллюстрации к сказочным романам. К сожалению, о красках этих ковровых картин мы теперь не можем судить вполне, ибо они выцвели и поблекли. Сохранилась лишь типично феррарская ярко-белая разбликовка, постоянные сопоставления голубых колеров с оливково-желтыми, переливающимися заглушенной чарующей музыкой2.
Для распространения формул итальянского Возрождения в типично феррарской окраске не меньшее значение, нежели эти тканые картины, имели и книжные иллюстрации. Кто авторы рисунков, с которых делались эти гравюрки, остается в большинстве случаев невыясненным3, но что в них сквозит тот же "дух Досси", который наполняет пейзажи в шпалерах, в этом нельзя сомневаться. "Феррарский привкус" - нечто совершенно особое, и раз узнаешь его, то уже различаешь его всюду, не смешивая его ни с особенностями венецианцев, ни с особенностями умбрийцев и флорентийцев. Этим "привкусом" очень увлекались затем "графики" Франции, Германии и Нидерландов, пошедшие прямо по стопам Досси и близких им мастеров.
Рядом с братьями Досси и Гарофало остальные феррарцы XVI века несколько бледнеют, однако все же своеобразная красота заключается в произведениях целого ряда художников, группировавшихся около изысканного двора Эсте. Жгучие, пестрые краски Лодовико Мадзолино и даже его путанные сцены, разыгрывающиеся массой копошащихся большеголовых фигурок на фонах затейливых архитектур, имеют в себе что-то дразнящее глаз и притягательное4. Красивым, но несколько холодным мастером представляется архитектор и живописец Джироламо да Карпи, связавший в одно целое чувство ритма Гарофало с романтизмом "германского" оттенка братьев Досси5.
1 Феррарская мануфактура процветала еще в XV в., но затем пришла в упадок и снова ожила лишь при Эрколе II (1534-1559), при участии (с 1536 г.) фламандских мастеров Николая и Ганса Кархер (первый из них перешел затем на службу к тосканскому герцогу). Особенного внимания заслуживают серии в соборах Феррары (1550-1553 г., по картонам К. Филиппи и Луки Корнелю) и в Комо (1562 г., по картонам миланца Арнабольдо) и серия "Метаморфоз" (1545 г., по картонам Б. Досси, лучшие в Мадриде). Кроме Досси и их учеников, картоны для феррарской мануфактуры изготовляли Джулио Романо (один из этих картонов в Академии Художеств?), Порденоне, Джироламо да Карпи, Герардо Молинарт из Брюсселя, Якопо Виги, Леонардо ди Брешия, Ип. Скарселлино.
2 Некоторые из картонов, исполненных художниками для шпалер, имели совершенно характер картин. Так, напр., Баттиста, судя по расчетной книге герцогского двора, получил холст для написания картин, предназначавшихся для репродукции на ткацком станке.
3 Особенно прекрасны иллюстрации к одному из поздних изданий "Orlando furioso", напечатанному в Венеции в 1556 г. Рисунки к этим гравюрам приписывались прежде Б. Досси, и если с этим нельзя согласиться, то все же вне сомнения, что они принадлежат кому-либо из "доссесков".
4 Родился Лодовико Мадзолино около 1480 г., умер в 1528 г.; он считается учеником Л. Косты. Из произведений мастера назовем "Ессе Homo" в Дрездене и три картины в римской галерее Дория: "Изгнание торговцев", "Убиение младенцев" и "Христос среди учителей", последний сюжет повторяется два раза в Берлинской галерее (особенно роскошной декорацией обладает No 266, 1524 г.)
5 Girolamo de Sellari, или de Livizzani, родился в Ферраре в 1501 г. (семья была родом из Карпи), умер в 1556 г. Сын живописца, ученик и сотрудник Гарофало; сильное впечатление на него произвели также произведения Корреджо в Болонье, в Модене и в Парме. Джироламо славился как портретист и находился на службе у герцогов Эсте с 1540 по 1549 г. Между прочим, отличался своими театральными постановками (к трагедии "Orbeche" Чинтио Джиральди в 1541 г. и к пасторали "Egle" того же автора в 1543 г.). Кардинал Ипполит II Эсте взял художника с собой в Рим, и одно время последний состоял здесь архитектором Ватикана. К фантазиям стильной критики принадлежит мнение, что дрезденская "Венера" написана Карпи по картону Досcи, ибо вполне достоверные произведения мастера "Поклонение волхвов" в болонском San Martino, "Мадонна со святыми" в San Salvatore там же или "Фортуна" в Дрездене (1541 г.) рисуют его нам как мастера, нисколько не нуждающегося в чужой помощи.
Азбука Бенуа: Конец | Распятие (Лука Синьорелли) | Азбука Бенуа: Баба-Яга |