Хосе Антолинес, Матео Серезо

Экстаз св. Марии Магдалены (Хосе Антолинец) Старший Антолинес является, в некоторых отношениях, контрастом Коэльо1. У него больше стремительности и непосредственности, благодаря чему мастер нередко совершает недопустимые с академической точки зрения ошибки. Зато ряд произведений Антолинеса поразительно красивы по краскам, и рядом с Вальдесом он самый цветистый из поздних испанцев.

Наконец, у Антолинеса в последний раз мы встречаем и ту чисто характерную ноту экстаза, которая составляет самую сущность творчества трех испанских классиков, Греко, Сурбарана и Мурильо. При этом у него яснее сказались влияния венецианцев и, в частности, Веронезе и Тициана, нежели фламандцев, ломбардцев, болонцев или неаполитанцев.

У Антолинеса точно проложено волшебно мерцающее через слои краски золото, и эта особенность, свойственная лишь самым чутким колористам, придает его произведениям особенно драгоценный характер.

Более к стилю болонцев и неаполитанцев приближаются: «испанский Вазари» Паломино2, подражатель Мурильо — Алонсо Мигуэль Тобар3 и Матео Серезо4.

Прекрасные инвенции, эффектное пользование светом и яркие, цветистые краски мы находим у последнего из этих мастеров, имеющего много точек соприкосновения с Молой, Чиньяни и Маратти. Ряд других художников, которыми кончается XVII в., также постепенно переходят от культа фламандцев к подчинению академизму в характерной болонской окраске. В специальной отрасли декоративной живописи решительный поворот в сторону легкомысленного эффектничания совершается благодаря успехам Луки Джордано5, стиль которого продолжается в творчестве лучшего его подражателя — Коррадо. Наконец, со вступлением на престол Бурбонов начинают проникать в Испанию французские влияния.


1 Jose Antolinez родился в 1639 г. в Севилье, где, вероятно, его первым учителем был пейзажист Ириарте; впрочем, еще юным А. попадает в Мадрид, где он вскоре занимает первое место среди многочисленных учеников Франсиско Риси; умер Антолинес во цвете лет в 1676 г. в Мадриде. Сохранились сведения, что художник отличался придирчивым и надменным нравом. Кроме прекрасного в краске «Экстаза Магдалины» (единственной картины Антолинеса в Прадо), мастеру принадлежат: «Кающаяся Магдалина» в собрании А. де Беруете, два варианта на тему «Непорочное зачатие» в старом мадридском музее «de la Trinidad», картина с тем же сюжетом в Мюнхенской Пинакотеке (1668 г.) и «Торжество Богородицы» в Амстердамском музее. Имя племянника Хосе — Франсиско А. (Севилья, 1644 — Мадрид, 1700) — было уже нами упомянуто выше (см. примеч. 39).
2 Antonio Palomino de Castro y Velasco родился в местечке Буялансе (Андалузия) в 1653 г.; детство Паломино проводит в Кордове, где он получает толковое для того времени образование; в 1672 г. юноша показывает свои опыты в живописи Вальдесу Леалю; несколько позже вернувшийся в Кордову ученик Антонио дель Кастильо, Альфар, советует Паломино отправиться в Мадрид, где последний женится на донье Каталине Перес и заключает дружбу с Карреньо и Коэльо. Окончание росписи в Galeria del Cierzo дворца, начатой Коэльо, поручается Паломино, который затем в 1688 г. получает назначение (но лишь с 1698 г. и жалование) придворного живописца. Приезд Луки Джордано произвел и на Паломино удручающее впечатление, что, однако, не помешало его деятельности; в последние годы им созданы монументальные произведения в церквях Валенсии San Juan del Mercado и Nuestra Sefiora de los Decamparados, а также в монастыре San Esteban в Саламанке, в сакристии Гранадской картухи и в соборе Кордовы. Умер Паломино в 1725 г. В Прадо мастер представлен тремя картинами, из которых одна — «Непорочное зачатие» — снабжена его монограммой. Особенно известен художник в качестве автора исторического и теоретического сочинения, создавшего ему славу «испанского Вазари»: «El Museo Pictorico у Escala Optica», первый том которого появился в 1715 г. (цензурован еще в 1708 г.), второй и третий — в 1724 г.
3 О Тобаре см. примеч. 68.
4 Mateo Cerezo, сын скромного живописца, родился в Бургосе в 1635 г.; пятнадцати лет поступает в Мадриде к Карреньо и остается у него до 1655 г.; быстро Матео становится известным и исполняет заказы для мадридских церквей (две картины до сих пор украшают церковь Santa Isabel), для Сеговийской картухи и для соборов в Бадахосе, Валенсии, Бургосе и Малаге; одно время мастер живет в Вальядолиде (работы для собора, для S. Francisco и для San Bartolome); в виде исключения Серезо пишет картины и со светскими сюжетами, например «Четыре времени года» — для губернатора Вальядолида дона Педро Салинаса (позже он исполняет несколько жанровых сцен во вкусе Караваджо); по возвращении в Мадрид Серезо помогает Эррере эль Мосо в росписи купола Nuestra Senora de Atocha и создает один из своих шедевров — (ныне утраченную) картину «Христос в Эмаусе» — для трапезной монастыря «Padres Recoletos»; умер мастер в 1675 г. в Мадриде. В Прадо Серезо представлен картинами «Мистическое обручение св. Екатерины» и «Успение Богородицы» (особенно хороша вторая); другие картины художника находятся в галереях Дармштадта («Ангел Хранитель»), Гааги («Кающаяся Магдалина» и тот же сюжет у гр. Чернина в Вене и в Берлинском музее), Лейпцига («Св. Иероним»), Касселя («Св. Иоанн Креститель»), Будапешта («Св. Человек»). Близко к Сересо стоит красивая картина, бывшая в собрании Ю. С. НечаеваМальцева и изображающая кончину какойто юной святой; в Эрмитаже Серезо представлен не вполне достоверной картиной «Св. Мария Магдалина». Лучшим, рядом с Сересо, учеником и последователем Карреньо считался Juan Martin Cabezalero (род. в 1633 г. в Альмадене, умер в 1673 г. в Мадриде; работы в монастыре San Francisco — среди них очень сложная «Голгофа»); этому мастеру в Прадо приписывают прекрасную картину «Суд над человеческой душой».
5 В отличие от итальянской живописи, фрески являются лишь исключением в творчестве испанских живописцев, некоторые же из «классиков Испании» вовсе не писали фресок. Тем не менее техника эта была знакома многим выдающимся испанцам, и к ней они прибегали, когда им ставились чисто декоративные задачи. Настоящими виртуозами фрески (еще до прибытия Джордано) проявили себя: Карреньо, Вальдес Леаль, Коэльо, Паломино, Серезо, Доносо и в особенности ученик Кардуччо Francisco Rizi (1608? — 2 августа 1685 г., младший брат натуралистамонаха Хуана Риси), более известный широкой публике как автор интереснейшей в культурноисторическом отношении картины в Прадо «Аутодафе 1680 г. в присутствии короля Карла И»; Риси значился с 1656 г. придворным живописцем, и в качестве такового им исполнена масса декоративных работ для королевских дворцов и для наиболее видных церквей столицы: San Antonio de los Portugueses, San Isidoro, Santiago, Atocha, Trinidad Calzada, San Pedro. Кроме того, продуктивный мастер исполнил немало картин и фресок для Толедо (с 1653 г. он значился живописцем капитула собора), для Бургильоса, Вальекаса, Алькалы, Сеговии, Валенсии. Склонность Франсиско к вычурности нашла себе выражение в его деятельности директора придворного театра БуенРетиро, для которого по проектам мастера был создан ряд великолепных постановок. В общем, Риси заслуживает те упреки в извращении вкуса публики, которые обыкновенно выпадают на долю «чужестранца» Луки Джордано, но это не мешает признать за ним и многие из достоинств, отмеченных нами в неаполитанском «Fa presto»: блеск, находчивость, необычайную ловкость техники. Кроме упомянутого «Аутодафе», Риси представлен в Прадо красивым по краскам, напоминающим в живописи Фети, портретом артиллерийского генерала.

Предыдущая глава

Следующая глава


Убиение св. Петра Доминиканца (Доменикино)

Под благовест (М.В. Нестеров, 1895)

Бег Аталанты и Иппомена (Гвидо Рени)


Главная > Книги > История живописи всех времён и народов > Том 4 > Испанская живопись с XVI по XVII век > Другие мастера конца XVII века > Хосе Антолинес, Матео Серезо
Поиск на сайте   |  Карта сайта