Джованни Джироламо Савольдо
Есть общие черты между Бордоне и уроженцем Брешии, Савольдо1.
Но последний несравненно сочнее первого и в то же время как-то грузнее и "неповоротливее".
Никто из художников (по крайней мере, в Италии) не передавал с такой полной убедительностью "вещественность"; у Савольдо не только выражен в красках всякий материал (у него также замечается особое увлечение сверкающими шелковистыми материями), но все на его картинах производит впечатление чего-то грузного и тяжелого, иногда до несуразности. В то же время это бесподобный красочник.
Даже у Тициана не найти таких золотисто-желтых, таких горячо-розовых красок, как у Савольдо. Но краски его не трепещут. Они светятся или стушевываются в слишком выдержанной системе.
Искусство Савольдо - вообще абсолютно материалистическое, тяготеющее к земле и не знающее экстаза2. Напрасно его бородатые и мускулистые старцы-апостолы закидывают головы, "ищут в небе Бога", напрасно его святые закутываются и принимают задумчивые позы.
Все это лишь статисты, а не актеры, натурщики, а не живые люди. В целом, исполнение картин Савольдо, ровное и солидное, близко по духу к апатичному мастерству Пальмы.
Черты художественного характера Савольдо сказываются и на декорациях его картин. Они обнаруживают исключительное для времени и для Италии знание природы, они написаны в сочных, глубоких красках, в превосходной "жирной" технике.
Иные из них необычайно "натуральны" по мотивам, но и они лишены трепетности3. Савольдо к тому же не отдает под них много места.
Наиболее изысканное, что им сделано в этом роде, это узенький фрагмент венецианской ведуты, видимый в фоне у самой рамы в лондонской его "Венецианке", но и этот кусок у него выпущен в берлинском варианте той же картины, представляющей собой такой же "венецианский костюм", превращенный в "лик святой Магдалины" лишь посредством помещения рядом с задрапированной в шелк девушкой баночки с елеем4.
Иногда Савольдо прибегает к старым, унаследованным от Джамбеллино и падуанцев, схемам, но сообщает им все приобретенные живописью XVI века приемы, в смысле иллюзионизма и передачи пластичности особенностью Савольдо является освещение, которым он пользуется все для того же усиления скульптурального впечатления5.
На всех картинах мастера свет, в одно и то же время и определенный, и мягкий, "безмятежный", играет доминирующую роль.
Савольдо любит противопоставлять серо-мертвенный тон сумеречного освещения на теле горячему блеску зари в небе (первоклассная картина "Св. Иероним" в собрании Лайард в Венеции или эффектная "Pieta" с пейзажем, предвещающим Момпера, в Берлинском музее).
На таких картинах видишь, что приехал искать и что нашел в Венеции Караваджо. В сущности, здесь уже выразились те черты, которые мы считаем характерными для Караваджо: неукоснительный, мужественный, слишком грузный и лишенный души натурализм6.
1 Из Брешии вышел целый ряд значительных художников, начиная с Фоппы и кончая Гамбарой, но все же можно считать до некоторой степени фикцией отдельное существование брешианской школы живописи. Настоящим солнцем, к которому были обращены брешианские художники, была Венеция (а до конца XV в. - Падуя). Впрочем, нельзя отрицать и того, что в первой половине XVI века город, разбогатев под благодетельным правлением Венеции, обнаружил более интенсивную художественную деятельность, и за этот период времени мастера, уроженцы Брешии и ее окрестностей, успели в самых ее стенах создать длинный ряд превосходных произведений. С другой стороны, характерно для художественной жизни Брешии, что двое самых даровитых, самых ярких ее художников, Романино и Савольдо, принуждены были в этот цветущий период отсутствовать в родном городе, очевидно, потому, что не находили себе здесь достаточного применения. Ряд брешианских художников XVI века открывает ученик Фоппы, Флориано Феррамола, еще преданный традициям кватроченто в духе Монтаньи, вичентинцев и болонцев и отражающий в некоторых приемах, особенно в сухости и ясности красок, немецкие влияния. К концу жизни он несколько поддается новым веяниям, но все же не в состоянии совершенно освободиться от примитивной скованности. Главные произведения Феррамолы: берлинская "Мадонна со святыми" (1513 г., самая ранняя из достоверных произведений мастера), фрески и органные дверки в Ловере (Santa Maria), "Турнир на площади в Брешии" в Кенсингтонском музее, "Несение Креста" в Брешианской галерее. Умер Феррамола 3 июля 1528 г.
2 Савольдо в юности жил одно время во Флоренции, однако именно у этого "венецианца" меньше всего тосканской изощренности.
3 Самой натуралистичной из композиций Савольдо является его "Поклонение Младенцу", имеющееся в двух экземплярах, из которых один, в венецианском S. Giobbe, совершенно испорчен. Идея этой композиция имеет в себе что-то нидерландское и в то же время наводит на мысль, что мастер воспользовался для нее теми "диорамами", которые сооружались в церквах в сочельник (Presepe), особенно убедительный вид всему придает полуфигура дарителя (не автопортрет ли художника?), высовывающаяся в отверстие в глубине того сарая, в котором приютилась Святая Семья. Это чисто венецианская парафраза тех элегантных, уничтожающих иллюзию зрителей, которых поместил Сарто в своем "Cenacolo" монастыря Salvi.
4 Еще вопрос - не есть ли эта баночка просто атрибут, обозначающий, что перед нами куртизанка.
5 Вазари, отзываясь с похвалой об его картинах с эффектами ночи и огня, утверждает даже, что Савольдо был мастером в изображении фантастичных сюжетов. К сожалению, мы лишены возможности проверить тосканского историка, ибо подобные картины мастера не дошли до нас.
6 Из картин Савольдо, кроме названных, замечательны еще "Мадонна в облаках над святыми" в миланской Брере (здесь с бесподобным мастерством передан воздух позади фигур, и необычайно затейлив далекий пейзаж, изображающий морской порт), "Бегство в Египет" в доме Альбани в Урбино, два варианта "Преображения", в Уффици и в Амброзиани, очень затейливые по свету (фигура Христа выделяется полутоном), но, к сожалению почерневшие; многофигурное "Поклонение пастухов" в Туринской галерее, имеющее общие с Джорджоне черты в пейзаже, и вариант той же композиции в Гэмптон-Корте (1527 г.); "Товий и ангел" в галерее Боргезе - картина, безусловно доказывающая пользование художником манекенами. Беренсон настаивает на близости Савольдо к Лотто, однако это утверждение, за исключением одной картины 1523 г. в Вероне (S. Maria m Organo), не находит себе подтверждений. Кроу и Кавалькассель считают нужным подробно разбирать образ "Мадонна со святыми", начатый фра Марко Пенсабеи в 1520 г. и оконченный Савольдо для San Niccolo в Тревизо; однако картина эта менее всего характерна для мастера. За исключением некоторых голов и ангела с лютней у престола, образ в S. Niccolo выдает художественный вкус, слишком еще преданный традициям кватроченто, и совершенно в духе Чимы затеяна самая беседка на колоннах, под которой восседает Богородица. Савольдо был женат, как кажется, на фламандке (Maria di Fianda); не следует ли и это принять в соображение, разбирая "материалистический" характер его картин, вообще столь необычный для "латинянина" того времени. Предание гласит, что Савольдо был богат и занимался живописью для развлечения, даря свои картины церквам, но сведение это едва ли достоверно. П. Пино в 1548 г. говорит, что его поддерживал одно время последний герцог Миланский. Его восхваляет, между прочим, и Аретин за работы "in fresco", гуашью и маслом. Родился Савольдо около 1480 г.; упоминается в последний раз в декабре 1548 г. (в письме Аретина). Подпись "Jacobus Savoldo, 1570" на картине в Венецианской Академии указывает, как будто, на существование второго Савольдо, шедшего по стопам первого. Но самая эта подпись не внушает доверия.
Римский рынок (Иоганесс Лингельбах) | Римская руина (Я. Асселейн) | У постоялого двора (Ян Миль) |