Художники при дворе Рудольфа II

Диана и Актеон (Йозеф Гейнц) Эта характеристика отчасти объясняет, почему при дворе Рудольфа мы не встречаем ни одного из действительно великих мастеров. Правда, как раз эти же дни последнего десятилетия XVI века и начала XVII отмечены выступлением новых гениев: Караваджо, Эльсгеймера, Аннибале Караччи, Рубенса, Снейдерса, Иорданса, Гальса, Калло и т. д., и т.д. Но это были уже слишком "новые" для стареющего Рудольфа люди, и нельзя удивляться тому, что он их не заметил и не позвал к себе. Император проявил свой действительно достаточно тонкий вкус уже в том, что он с таким рвением собирал произведения старого искусства (вспомним его культ Дюрера), а также и в том, что из художников, более близких к нему по возрасту, он призвал к своему двору мастеров чрезвычайно умелых и изысканных.

Мы уже познакомились с иностранцами, приглашенными Рудольфом. В выборе немецких художников он проявил не меньшую художественную культуру и такт. При его дворе мы встречаем двух лучших мастеров Германии позднего возрождения: Гейнца1 и Ахена2, и, кроме того, ряд менее знаменитых художников: Матиаса Гунделаха, Ганса Гофмана, Иеремиаса Гюнтера, и чехов Симона Гуцкого и Даниила Алексиуса, не считая плеяды миниатюристов, специальностью которых было изготовление роскошно разукрашенных богослужебных книг.

Из двух названных вождей немецкого "серебряного века", как иногда называют эпоху Рудольфа II, Гейнц, превосходный техник и колорист, сумел многое высмотреть у венецианцев. Особенно хороша его нагая "Венера" в Венской галерее - едва ли не лучший "nu" старой немецкой школы, в одно и то же время внимательный этюд с натуры и прекрасная декоративная картина. Менее приятны его сложные композиции, в которых проглядывает чисто германская склонность к запутанности и отсутствует то пламенение гения, за которое мы готовы простить Тинторетто все его грехи. - Ахен, наиболее опасный конкурент Спрангерса, занявший при особе Рудольфа II место его главного арбитра в вопросах художественных приобретений (место, прежде занятое антикваром и живописцем Якопо Страда), - художник менее темпераментный, нежели Гейнц, но и ему нельзя отказать в больших достоинствах. Его техника отличается необычайной выдержкой, а колорит прельщает в некоторых картинах своей серебристостью. В смысле композиции он держится тех же закругленных, выработанных на изучении Пармеджанино, приемов, которые нам уже знакомы из произведений Спрангерса, Гольциуса и Втеваля3.


Портрет императора Рудольфа II (Иоганн фон Ахен)1 Josef Heinz родился в Берне в 1565 г.; с 1591 г. он состоял при дворе Рудольфа II, который и отправил художника в 1594 г. в Италию; умер мастер в 1609 г. в Праге. Из многочисленных произведении Гейнца заслуживают особого внимания: "Распятие", "Диана и Актеон", "Венера и Адонис" 1609 г., "Венера" - все четыре в Венском музее, и "Похищение Прозерпины" в Дрездене. С Гейнца гравировали Килиан и Заделер.
2 Hans von Aachen, или Aken, родился в Кельне в 1552 г. (семья происходит из Аахена); ученик некоего Беринга; завершил свое образование в Италии на изучении Тинторетто, Пармеджанино и Микель Анджело; в 1588 г. вернулся в Кельн, в 1590 г. переселился в Мюнхен, но уже в 1592 г. мы застаем его "камермалером" Рудольфа II в Праге; император постоянно следил за работой своего любимца и дважды посылал его в Италию для покупки художественных произведений; умер Ахен в январе 1615 г. Он был женат на прекрасной дочери композитора Орландо ди Лассо. Характерные картины мастера хранятся в пражском Рудольфинуме, в Шлейсгейме, в Кельнском и Венском музеях.
3 Выключив совершенно Адама Эльсгеймера, о котором мы будем говорит в связи с другими представителями "исторического пейзажа", мы можем оставить без обсуждения творчество прочих представителей немецких школ конца возрождения. Ограничимся здесь одним перечислением наиболее выдающихся среди них. В северной Германии заслуживает внимания семья мюнстерских художников Том-Ринг и среди них Лудгер II-ой автор замечательной "Кухни" в Берлинском музее, очень близкой к произведениям Гемессена и Беклара. В южной Германии мы встречаем базельского мастера Ганса Бока (мастер в 1572 г.) - автора "Самсона" в Базельском музее и "Клеветы" 1611 г. в ратуше; архитектурного живописца Венделя Дитерлейна из Страсбурга автора серии гравюр 1593 г., в которых барокко доходит до крайней вычуры; разностороннего цюрихского художника, живописца и гравера, ученика Тобиаса Штиммера - Кристофа Маурера, или Мурера, (1558-1618 гг.); превосходного нюрнбергского портретиста Лоренца Штрауха (1554-1630 гг.) и мюнхенского живописца Матиаса Кагера (1566-1634 гг.), расписывавшего, между прочим, по эскизам Кандидо роскошный "Золотой зал" в аугсбургской ратуше. Кроме того, заслуживают внимания два франкфуртских художника: учитель Эльсгеймера Филипп Уффенбах из Франкфурта (1566-1639 гг.) и натюрмортист Г. Флегель (1563-1638 гг.), а также скульптор и ювелир Антон Эйзенхойт (род. 1544 г., умер после 1588 г.), нарисовавший ряд превосходных портретов. К сожалению, очень многое в немецкой живописи среднего и позднего ренессанса остается совершенно невыясненным. Так, например, мы не знаем имени автора красивой и затейливой картины Венского музея "История Эсфири", почти целиком состоящей из роскошных памятников архитектуры, выдержанной в глубоких, горячих красках, напоминающих феррарскую школу.

Предыдущая глава

Следующий раздел


Мадонна является святому Бернарду (Пьетро Перуджино)

Версаль. Пейзаж со статуей. 1905-1906 г.

Фреска в церкви S. Maria Novella во Флоренции (Мазаччио)


Главная > Книги > История живописи всех времён и народов > Том 3 > Немецкая живопись в эпоху ренессанса > Последние могикане > Художники при дворе Рудольфа II
Поиск на сайте   |  Карта сайта