Пьетро Ротари

Гадальщица (Пьетро Лонги) Самый близкий к жизни из венецианцев XVIII века был Лонги; остальных "жанровых" художников можно расположить в таком порядке сообразно с их удалением от жизни: вначале идет веронец Пьетро Ротари, за ним знаменитая пастелистка Розальба Карриера, а в самом конце стоит разносторонний Пьяцетта1.

Граф Пьетро Ротари хорошо знаком русским2; в Петергофском дворце целый зал сверху до низу сплошь завешен картинами, которые достались Екатерине после смерти мастера в Петербурге, и, кроме того, немало работ Ротари разбросаны по частным собраниям.

Вся эта вместе взятая коллекция женских головок и полуфигур в различных национальных прическах и костюмах довольно утомительна, и все же большое удовольствие может получить тот, кто среди однообразной массы начнет выискивать произведения более "индивидуальные", в которых сказалось как чувствительное к женской красоте сердце Ротари, так и его милый, ласковый нрав, а также отличное мастерство.

Творение Ротари очень скромно, лишено блестящих красок и эффектной живописи; он le moms peintre из всех больших живописцев Италии XVIII века. Но то тут, то там проглянет подлинный аристократический вкус мастера, и всюду сказывается его утонченное чувство формы. Типы, найденные в жизни Ротари или изобретенные им на основании многих наблюдений, действительно очаровательны, и красивые юные лица переданы с удивительной для времени "крепостью", без рыхлой отсебятины, что в значительной мере спасает творение Ротари от упреков в слащавости. Из всех "живописцев головок" - это, пожалуй, самый для нас приемлемый.

Впрочем, сейчас же хочется отказаться от последних слов, как только переходишь к "милой Розальбе", к этой кружевнице, очутившейся, благодаря своим талантам и своему доброму характеру, на высшей ступени мировой славы, удостоившейся того, что ее даже в Париже признали за какое-то чудо3. Видно, художница потрафила самой сердцевине вкуса своего времени, и уже поэтому она должна представлять большой интерес для историка искусства4.


1 Вообще итальянская живопись (и даже, в частности, венецианская) не богата бытовыми живописцами. Несколько баталистов с Черквоцци во главе (среди них - Фальконе, Симонини, Казакова), несколько зверописцев с Кастильоне во главе, несколько граверов с Беллой во главе (среди них римлянин начала XVII в. - Villamena, изобразивший "Крики Рима", и венецианец Gaetano Zompini, современник Лонги, изобразивший венецианские уличные типы "Le arti сhe vanno per via"), Лондонио, близкий к нему Giorgio Giacoboni, Маджотто, Пьяцетта, Ротари, - вот и все. В виде исключения бытовые картины встречаются и у "исторических" живописцев: так, у всех караваджистов, у Гецци, у Вольтеррано, у Лути, чаще всего у Тиеполо и у Креспи.
2 Conte Pietro de Rotari родился в Вероне в 1707 г. или 1708 г.; ученик R. Audenaerd, Балестры и, двадцати лет, в Риме - Тревизани; наконец, одно время Р. пользовался в Неаполе советами Солимены; в позднейшие времена художник жил в Германии, приблизительно с 1750 г. в Вене, позже в Дрездене; в 1757 г. приглашен к русскому двору; после смерти художника, летом 1762 г., Екатерина II скупила все, что оставалось в его мастерской (около 600 номеров) и украсила этими картинами средний зал Петергофского дворца, получившего название "Кабинета мод и страстей". Кроме того, произведения Ротари имеются в Академии Художеств, в Мюнхенской Пинакотеке, в Дрезденской галерее, в Китайском дворце в Ораниенбауме, в "Архангельском" близ Москвы, в Падуйском музее, в падуйском Santo, в церкви Гвасталлы и в других местах. Гравировали с Ротари: Чемесов, Гуттенберг, Джуз. Канале, Камерата, Валезио, Л. Цукки, Пацци; существует и несколько собственноручных офортов мастера.
3Rosalba Carriera родилась в Венеции 7 октября 1676 г. в семье, происходившей из Киоджии; сначала была кружевницей (мать Розальбы, скончавшаяся в 1738 г., искусно вышивала), но затем, по совету тонкого знатока, англичанина Кристиана Куль, стала изучать пастельную и миниатюрную технику. В 1705 г. принята в члены римской Академии San Luca; в 1720 г. предприняла, в обществе своего зятя, виртуозного фрескиста Антонио Пеллегрини (1675-1741 гг.), путешествие в Париж, где она была встречена с величайшим почетом и где она подружилась с великим знатоком Мариеттом и с богачом Кроза-Младшим, у которого в доме, до того уже "освященном" пребыванием Ватто, она и жила. 9 ноября 1720 г. принята во Французскую Академию; в 1723 приглашена в Модену; в 1735 г. - в Вену; в 1746 г. Р. ослепла; 15 апреля 1758 г. она умерла. Сестра Розальбы, Giovanna (умерла в 1737), служила ее помощницей и подготовляла ее портреты и "монтировала" их. Лучшие пастели Розальбы находятся в Венецианской Академии и в Дрезденской галерее; несколько головок - в Гатчине. - Из подражателей Розальбы, кроме ее сестры, упомянем еще француза J. D. Masse (1687-1767 гг.).
4 Приведем несколько отзывов о Розальбе трех современников, по справедливости считавшихся лучшими знатоками живописи. 20 января 1720 г. П. Кроза пишет Розальбе: "Soit dit sans me fаcher avec nos braves peintres mеme les plus distingues, vous leur еtes superienre", a в письме от 12 марта 1728 г., по поводу присланной головки, он сообщает ей, что "tous nos peintres en sont ravis. Ils vont jusquа vous placer au rang du divin Correge. Ils devraient connaitre, quil leur serait impossible de faire mieux". Строгий Мариетт не отстает от этих похвал; 19 октября 1726 г. он пишет: "Voulez-vous, que je vous dise la vente, la peinture de la Rosalba possеde des grаces quon ne saurait trouver chez aucun des maitres de notre siеcle", и в своем энтузиазме сочиняет в ее честь сонет на итальянском языке: "Pour la trеs virtuose demoiselle Rosalba Carriera celebre dans la parole, dans le chant, dans la musique et specialement tres exellente en lart de peindre". Наконец, A.M. Дзанетти передает слышанное им от Риго, который говорил, что он глубоко уважает личность Розальбы и предпочитает ее набросок головки законченному произведению всякого другого художника, и тот же Дзанетти говорит об ее приеме в Париже, что "ни одна женщина не одержала столько побед над сердцами, как Розальба одной силой своих талантов".

Предыдущая глава

Следующая глава


Постоялый дом в Москве (С.И. Светославский, 1892)

Автопортрет (К.П. Брюллов, 1848 г.)

Окончание потопа (византийская мозаика 12 века)


Главная > Книги > История живописи всех времён и народов > Том 3 > Итальянская живопись в XVII и XVIII веках > Венеция в лицах > Пьетро Ротари
Поиск на сайте   |  Карта сайта