Чрезмерный реализм Крамского

Русалки (И.Н. Крамской) Крамской (1837-1887) известен в истории движения русской мысли как один из видных представителей реалистических тенденций, окрепших на почве позитивной философии середины XIX века и явившихся в качестве реакции бурному и мистическому романтизму. Таким же строгим и трезвым реалистом Крамской является и в своих портретах. Однако в своей интимной жизни Крамской не был абсолютно прямолинейным апостолом русского реализма, в переживаниях собственного духовного мира он не был той вполне ясной и уравновешенной натурой, какой он представляется нам в своих портретах и в своей общественной деятельности.

Крамскому не чужды были увлечения в сторону "духовной свободы", и в душе его сохранилась яркая искра религиозного понимания и мистического томления, придававшая всей его фигуре, в противоположность Верещагину и Перову, какую-то особенную, характерно русскую глубину, теплоту и сложность. К сожалению, ни время, ни воспитание не дали ему развиться вполне. Да наконец, и сила его чисто художественного дарования бесконечно уступала тем душевным порывам, которые жили в нем.

"Христос в пустыне" Крамского является убедительнейшим доказательством сказанного. С сюжетом этой картины, сюжетом весьма близким к темам, взятым Достоевским для иллюстрации своих откровений, Крамской провозился многие годы своей жизни, и странное дело - как раз годы своей молодости, совпадавшие с самым ярким развитием у нас позитивистской проповеди. И тем не менее, картина Крамского "Христос в пустыне" поражает своей пустотой, отсутствием убедительности и определенной идеи. Крамской подошел к ней слишком "осторожно", слишком обдуманно, без всякой бури, пожелав выразить в самых простых, выхваченных из жизни мотивах самые сложные и великие помыслы человечества. Крамской забыл об особых законах живописи, об ее сравнительной бедности средств и, в то же время, пренебрег незаменимыми ее богатствами. Изображенный среди точно списанных с натуры скал человек, задрапированный в мучительно-точные складки, никак не может, несмотря на выраженное в лице страдание, без словесных комментариев передать весь наплыв мучивших и волновавших Крамского мыслей. Во всяком случае, очень порядочная и трогательная по своей серьезности работа эта нисколько не указывает зависимости Крамского от гениальных откровений Иванова, зависимости, о которой сам Крамской любил упоминать.

Портрет художн. Ф.А. Васильева (И. Крамской) Тот же отпечаток чрезмерной сдержанности и благоразумной косности лежит и на других произведениях Крамского, в которых он позволял себе отходить от узкого канона реализма. Его иллюстрации к "Руслану и Людмиле", его "Русалки" - до мелочей обдуманные и до педантизма определенные композиции.

Иные черты в них, правда, указывают на чуткость и остроумие его, но в общих своих чертах и эти композиции оставляют зрителя абсолютно холодным и равнодушным.

И в них сухая манера его живописи, вялые краски и чрезмерный реализм затемняют яркость поэтичного замысла. Требования воспитания и среды не дали развиться тлевшей в Крамском искре до настоящего пламени.

В. Васнецов, еще недавно всеобщий кумир, художник очень крупный и интересный, так же безусловно, не может считаться за настоящего продолжателя Иванова. Уже самая задача Васнецова - воссоздать "чисто русское", иначе говоря, ограниченное, почти этнографическое отношение к Христу и к Евангелию - бесконечно уступает высоким общечеловеческим идеалам Иванова.

Васнецову ставили в заслугу его происхождение из народа, но нам кажется, что именно в следах этого происхождения, в очевидной некультурности этого, впрочем, очень умного, художника - вся причина недолговечности его искусства. Разумеется, чисто народное искусство вечно, так как это живое слово огромного и значительного общественного организма.

Но именно оно тем более интересно и драгоценно, чем оно чище и непосредственнее, чем больше в нем самостоятельной культуры, хотя бы диаметрально противоположной общему понятию о культуре.

Менее драгоценно только затронутое общей культурой, "полукультурное" народное искусство, и, наконец, наименее отрадны те произведения, в которых люди, вышедшие из народа, вкусившие несколько общей культуры, стараются это немногое связать с тем, что им довелось впитать во время своего первоначального воспитания. Получается искусство компромиссное, неясное и чаще всего обладающее скорее недостатками тех двух начал, из которых оно сложилось, нежели достоинствами их.

Предыдущая глава

Следующая глава


Портрет А.Ф. Писемского (И.Е. Репин)

Лето (А.Г. Венецианов)

Портрет Л.Н. Толстого (за чтением) (И.Е. Репин, 1891 год)


Главная > Книги > Русская школа живописи > Александр Андреевич Иванов (1806-1858) > Чрезмерный реализм Крамского
Поиск на сайте   |  Карта сайта