Рафаэль в Риме

Авинская школа (Рафаэль) С 1508 года начинается третья стадия в жизни Рафаэля. Подготовительная пора в его деятельности приходит к концу, и он вступает на ту мировую арену, на которой он был предназначен развернуть все богатство своих вымыслов и все совершенство своего мастерства. На этой арене Рафаэль постигает также и гнет безмерного успеха, переживает свою трагедию лучезарного, но чересчур спешного сгорания.

Земляк (а по другим сведениям, и родственник) Рафаэля, знаменитый архитектор Браманте, которому папа Юлий II только что поручил построение величайшего христианского храма в мире - собора св. Петра, выписывает Рафаэля из Флоренции к себе в Рим и представляет его святейшему отцу. Здесь юный мастер, отличавшийся вообще чарующей наружностью и пленительным обращением, быстро заслуживает доверие главы церкви1, и вскоре после приезда ему поручается одна из самых ответственных живописных работ в папском дворце, а именно - роспись стен в приемных апартаментах, "станцах"2. Первая же фреска в этом цикле ("Собор святых и отцов церкви", так называемая "Disputa") ставит Рафаэля в положение совершенно исключительное. Она даже колеблет значение нелюдимого и нелюбимого за свою гордость Микель Анджело, занятого плафоном "Сикстинской", и отныне культура Возрождения видит собственное отражение в творчестве "художественного чудотворца", наступает счастливейшая эпоха для искусства христианской эры, эпоха, длившаяся, однако, всего лет десять-двенадцать.

Из ласкового, чувствительного, уютного умбрийца Рафаэль во Флоренции успел превратиться в великолепного стилиста. Теперь под руководством гениальнейшего архитектора своего времени, под впечатлением открытых в обилии античных фресок и скульптур3, но в особенности под непрестанным впечатлением от самого Рима, от его развалин, в восхищении от воспоминаний о былом и от современной жизни, жизни, окружавшей грандиозную фигуру кесаря, папы Юлия II, художник в несколько месяцев мужает, и искусство его озаряется всеохватывающей поэзией и таким утверждением и благословением жизни, что рядом с этой его радостью, с этой "улыбкой Божества", все остальное и даже самое гениальное начинает казаться скорбным и тусклым. Рафаэль - олицетворение Возрождения. Исчезни все и останься лишь его творение, оно будет говорить о том времени неослабно восхищающие слова4.

la Disputa (Рафаэль) Рафаэль не отвергал чего-либо. Он все принял, все освятил. Он не подобен проповеднику, оттеняющему истину, делающему ее нарочно односторонней, дабы слушатели усвоили ее полнее, тверже и глубже. Внимание Рафаэля обращено на все мироздание, глаз его все "ласкает", художество его все восхваляет, он все найденное в эти благодатные дни присваивает своему творчеству, которое служит верховному началу красоты. Содержание искусства Микель Анджело - человек и Бог. Содержание искусства Рафаэля - Бог, человек и мироздание в целом. В этом смысле и можно сказать, что он означает вершину культуры христианской эры. В его художестве Платон и Аристотель подают руку св. Франциску и Данте. Все мосты перекинуты, все своды замкнуты, грандиозное здание покрыто, и "хорошо обитать в нем" - произошло "преображение" искусства.

Если обозреть лишь с внешней стороны все, что создано Рафаэлем в Риме, и как бы пройтись по тем подмосткам, на которых разыгрывались поставленные этим гениальным драматургом и режиссером спектакли, не вдаваясь в их "содержание", то первое, что поражает - это именно изобилие и роскошь декораций и всей постановочной части, отсутствие чего во фресках Микель Анджело так характерно. Мало того, в каждой римской фреске Рафаэля декорации принадлежит почти такая же роль в общем впечатлении, как и фигурам. Некоторые из этих декораций приобретают значение "действующих лиц", чего-то необходимого, активно участвующего в действии. Другие лишь создают восхитительную рамку, окончательно вырывая образы из тусклой обыденности и сообщая всему характер какого-то неземного праздника, какой-то "жизни богов".


1 Рафаэль взял с собою из Флоренции неоконченный образ "Мадонны под балдахином" - картину, исполненную уже в характере "fortissimo Ренессанса". Кроме того, он мог показать папе и свои рисунки, проекты, эскизы.
2 Часть стен и потолков этих комнат уже была расписана Перуджино, Пьеро деи Франчески, Брамантино, Перуцци, но по воле папы вся эта декоровка должна была уступить место Рафаэлю. Последний сохранил лишь плафон Перуджино в "Stanza dell'Incendio" и некоторые детали в плафонах двух других зал. Едва ли, однако, можно допустить, что в средних сюжетах плафона "Станцы Гелиодора" мы имеем остатки живописи Перуцци, а не произведение Рафаэля. Этот вопрос решился бы сам собой, если бы сохранились копии, которые позаботился сделать Рафаэль с обреченных на гибель произведений своих предшественников. К сожалению, однако, эти копии до сих пор считаются утраченными.
3 В 1506 году, 17 января, был, между прочим, найден "Лаокоон", появившийся так "кстати" по вкусам времени и оказавший просто фатальное влияние на все развитие форм Возрождения, на их переход в барокко. Другие знаменитейшие статуи были найдены около того же времени (Аполлон и Торс Бельведерские, Мелеагр, Коммод, "Клеопатра" и мног. др.). Большая часть их украшала папский дворец
4 Анджело говорит не о том времени, а о будущем. Микель Анджело основывает искусство барокко, тогда как Рафаэль лишь изредка и только в тех случаях, где он следует за "страшным титаном", предвещает барокко.

Предыдущий раздел

Следующая глава


Березовая роща (Куинджи А.И., 1879)

Сосны, освещенные солнцем (Шишкин И.И., етюд, 1886)

На пашне (Клодт М.К., 1872)


Главная > Книги > История живописи всех времён и народов > Том 2 > Живопись «Золотого века» в средней Италии > Рафаэль: эра успеха
Поиск на сайте   |  Карта сайта