Признаки академического искусства

Орфей (Падованино) Мы уже достаточно выяснили, что под академизмом следует подразумевать не только творчество художественных школ, именуемых академиями, но целое течение, которое потому и получило данное название, что оно нашло себе живительный источник в упомянутых школах. Это течение было настолько сильно и настолько отвечало целой категории запросов в европейской культуре четырех веков, что оно не нуждалось непременно в искусственной поддержке художественно-педагогического характера, но само из себя породило известную систему художественного образования. В зависимости от этого мы можем встретить как художников, вышедших из академии и не обладающих характером академизма, так и характерно-академических художников, развившихся вне академии и развернувших чрезвычайно плодотворную деятельность в таких центрах, где об основании школ и не помышляли. Иногда именно такая деятельность художников академической окраски вызывала к жизни и школу, продолжавшую свое существование после смерти ее создателя.

И далее, обсуждая академическое искусство, мы станем говорить не о питомниках-академиях, а о деятельности отдельных художников академического типа. Признаками академического искусства остаются для нас: отсутствие непосредственных жизненных впечатлений, преобладание традиции (или, еще чаще, мнимых традиций, каких-то "суеверий искусства") над свободным творчеством, связанная с этим робость концепции и склонность к пользованию готовыми схемами; наконец, характерным для академии является отношение ко всему самому трепетному и значительному в жизни, как к некоторому "беспорядку". При этом академический художник обыкновенно обладает правильным рисунком и способностью к складной композиции, и, наоборот, в редких случаях - красивой красочностью. Между академиками мы встречаем эффектных виртуозов, людей, которые не задумываясь разрешают поставленные им задачи, эквилибрируя на трех или четырех готовых формулах. Эти же художники оказываются часто очень пригодными декораторами в силу того, что они ставили превыше всего дисциплину, а также однородность и координации коллективного творчества.

Продолжая наш обзор академического искусства, мы найдем представителей его всюду в Италии, и это весьма понятно, ибо в разъединенной политически стране духовная культура была подчинена одним и тем же принципам, диктуемым лишь медленно и постепенно утрачивавшей свое могущество церковью. Впрочем, в Венеции, в Неаполе, в Генуе и в Милане продолжало существовать параллельно и другое искусство. В Венеции слишком чтили живое искусство Тициана, и академизм здесь просочился окончательно и выступил наружу лишь к концу XIII в. Неаполь и Сицилия под скипетром испанских королей стали как бы испанскими провинциями и в художественном смысле, а это значит, что в них могли жить более простодушные религиозные идеалы, в свою очередь, освежавшие всю культуру этих стран. Генуе пригодились ее коммерческие сношения с Нидерландами; здесь римские, флорентийские и болонские течения встретились и боролись с влияниями Рубенса, ван Дейка и даже Рембрандта и часто должны были уступать этим чужестранным элементам. Наконец, искусство Милана, ставшего, подобно Неаполю, полуиспанским городом и забывшего окончательно о грациозном искусстве Леонардо и Луини, получило какую-то новую крепость и бодрость. Когда мы перейдем к декораторам, мы именно в этих центрах найдем лучших мастеров стенописи, что, однако, не помешало перечисленным городам дать и ряд характерных "академиков".

Меньше всего академиков мы найдем в Венеции, да и тех художников, которых мы бы здесь назвали, приходится цитировать с оговоркой, ибо даже их творчество не всегда отличается академическим характером, и, напротив того, нередко в нем сказывается живучесть великого искусства чинквеченто. Пальма-Младший1 бывает то скучным, то ординарным, то, наоборот, ему удается почти подняться до высоты Тинторетто; у Либери2 или у Челести3 встречаются холодные, слащавые картины во вкусе некоторых болонцев, но большинство их произведений носит скорее жизненный в своей чувственности характер; в частности, Либери проявил себя блестящим декоратором, и ему принадлежит некоторая роль в эволюции монументальной живописи; картина мастера в Palazzo Ducale - "Битва при Дарданеллах" - "выдерживает" даже соседство с шедеврами Тинторетто и Веронезе. И Падованино4 то отталкивает некоторой напыщенностью во вкусе Караччи, то прельщает своей непосредственностью, своими густыми, сочными красками.


1 Jacopo Palma, прозванный "il Giovine" (Младший), сын племянника Пальмы Старшего, родился в Венеции в 1544 г.; пятнадцати лет он попал, в свите герцога Урбинского, в Рим, где он с особенным усердием изучал произведения Полидоро и Караваджо; в Венеции, по смерти Веронезе и Тинторетто, он занял первенствующее положение и был завален работами, в исполнении которых под конец жизни сказывается большая рутина и неряшливость. Умер мастер в 1628 г. Из произведений Пальмы назовем: ряд картин в Palazzo Ducale и среди них огромный холст "Страшный суд", превосходные, достойные Тинторетто, картины в S. Catarina, "Тайную вечерю" в S. Moise, ряд картин в Oratorio dei Crociferi, "Распятие" в Madonna dellOrto, "Мучение св. Екатерины" во Frari, "Мучение св. Пантелеймона" в S. Pantaleone; отличные образцы творчества Пальмы мы находим в Венской галерее, в Мюнхенской Пинакотеке ("Положение в гроб" 1600 г.), в Дрезденской галерее. Рисунки Пальмы настолько виртуозны, что их трудно отличить от рисунков Тинторетто.
2 Pietro Liberi, прозванный за фривольный характер некоторых его мифологических картин "Libertino", родился в Падуе в 1605 г.; ученик Алессандро Варотари, завершивший свое образование в Риме и в Парме; особенно многим мастер обязан изучению Корреджо и Пармеджанино; умер Л. в Венеции 18 октября 1687 г. Из его произведений назовем: огромную и прекрасную картину в Palazzo Ducale "Битва при Дарданеллах", "Моисей в пустыне" и "Потоп" в бергамской S. Maria Maggiore, "Жертва Ноя" и "Гибель Фараона" в вичентинском Duomo; в запасных залах Эрмитажа имеется превосходная картина Либери: "Диана и Калисто"
3 Cavaliеre Andrеa Celesti родился в Венеции в 1637 г.; ученик Маттео Понцоне; на образовании его красивой, сочной манеры в сильной степени сказался пример Луки Джордано; умер Ч. в 1706 г. Картины несправедливо забытого мастера встречаются в венецианских церквах, в Palazzo Ducale и в галереях Дрездена, Касселя и Мюнхена.
4 Alessandro Varotari, известный под прозвищем "Padovanino", сын видного веронского художника Дарио В., родился в Падуе в 1590 г.; потеряв своего отца шести лет от роду, свое художественное воспитание В. получил под руководством неизвестных мастеров, что не помешало ему очень рано обнаружить недюжинный талант и быстро завоевать популярность в Венеции, где он усердно изучал Тициана. Умер П. в Венеции в 1650 г. Из его произведений назовем: "Четыре века" в мантуанской Реджии, две оживленные красивыми пейзажами и прелестными фигурками ангелочков картины в венецианском S. Niccolo da Tolentino и "Брак в Кане" в Венецианской Академии.

Предыдущий раздел

Следующая глава


Сдача Бреды (Веласкес)

Германн у подъезда дома графини. 1910 г.

Групповой портрет братьев Бенуа (М. И. Снотти, 1847 г.)


Главная > Книги > История живописи всех времён и народов > Том 3 > Итальянская живопись в XVII и XVIII веках > Художники академического типа
Поиск на сайте   |  Карта сайта